ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 11А КЛАССА СЕЛИВЁРСТОВА КРИСТИНА РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МЕЛЬНИКОВА Т.Б. Влияние компьютера на концентрацию и переключаемость внимания
Цель: исследовать некоторые особенности внимания у разных категорий лиц до и после работы с компьютером Задачи работы: 1. Изучить имеющуюся литературу по заданному вопросу. 2. Раскрыть понятие внимание; 3. Изучить основные характеристики внимания: концентрация и переключение внимания и при помощи методик Шульта и Пьерона-Рузера провести исследования данных характеристик у разных возрастных групп 5. Проанализировать результаты тестов 6. На основе полученных данных подобрать упражнения для развития внимания.
МЕСТО, МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Исследовательская работа проводилась в течение сентября –ноября 2010 года в МОУ СОШ 12 в кабинете информатики, на рабочих местах преподавателей и по месту жительства испытуемых.
Исследование проходило в трех разных возрастных группах по пять испытуемых: 1)учителя-5 человек 2)ученики классов-5 человек 3)ученики 5 класса-5человек
1. Тест на концентрацию внимания- Пьерона- Рузера :
Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур и количество допущенных ошибок. Число обработанных фигур рангУровень концентрации внимания 1001Очень высокий Высокий Средний Низкий 64 и меньше5Очень низкий
2. Тест на переключаемость внимания- Модифицированная цифровая таблица Шульта Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.
Время переключения Т(в с.)Ранг Уровень переключения внимания Менее 60 сек1Высокий Высокий Средний Средний Средний Средний Средний Низкий 251 и больше9Низкий
Результаты исследования 1. Концнтрация внимания
Средний показатель количества фигур, найденных до работы с компьютером за одну минуту, 86 из 100 возможных, что говорит о среднем показателе концентрации внимания. После работы с компьютером показатель количества фигур найденных за одну минуту-70,что свидетельствует о низкой концентрации внимания. Диаграмма зависимости числа обработанных фигур за оду минуту до и после работы с компьютером в третьей группе (ученики 5-го класса)
2.Тест на переключаемость внимания- Модифицированная цифровая таблица Шульта. Первая группа: (учителя) Диаграмма зависимости показателя времени переключаемости внимания до и после работы с компьютером у первой группы (учителя) Данный тест помог определить уровень переключаемости внимания. Он состоял из трех серий. Время переключаемости внимания (Т) подсчитывалось как разность между третьей серией и первой со второй вместе взятыми. До работы с компьютером этот показатель равен- 73-м секундам, что указывает на высокую переключаемость внимания. После работы с компьютером средний показатель переключаемости внимания у той группы равен- 175 секунд, что указывает на 6-й уровень (средняя переключаемость внимания, близкая к низкому )
Вторая группа (ученики классов) Диаграмма зависимости показателя времени переключаемости внимания до и после работы с компьютером у второй группы (ученики классов) До работы с компьютером средний показатель переключаемости внимания равен- 97 секундам, что указывает на 3-й уровень (средняя переключаемость внимания,близкая к высокому) После работы с компьютером показатель переключаемости внимания равен-199 секунд, что указывает на 7-й уровень (средняя переключаемость внимания,близкая к низкой).
Третья группа (ученики 5 класса) Диаграмма зависимости показателя времени переключаемости внимания до и после работы с компьютером у третьей группы (ученики 5класса) До работы с компьютером средний показатель переключаемости внимания равен- 119-ти секундам, что указывает на средний уровень переключаемости внимания. После работы с компьютером показатель переключаемости внимания равен-202 секунды, что указывает на низкий уровень переключаемости внимания у данной группы.
3. Предложены упражнения для развития внимания. 4.Результаты предоставлены педагогическому коллективу школы для обсуждения на общешкольном родительском собрании.
изучила основные характеристики внимания: концентрация и переключение внимания и провела исследования данных характеристик у разных возрастных групп до и после работы с компьютером. В результате исследования выявлено: - компьютер отрицательно влияет на концентрацию и переключаемость внимания у людей всех возрастных групп. - тест на концентрацию внимания показал, что после работы с компьютером количество фигур, найденных за одну минуту, снизился в среднем с до 55 у участников всех возрастных групп; -тест на переключаемость внимания показал, что влияние компьютера на переключаемость внимания в этих же группы отрицательно, в среднем показатели затраченного времени повысились с 73 до 199 секунд. - на основе полученных данных подобраны упражнения для развития внимания. -результаты предоставлены педагогическому коллективу школы для обсуждения на общешкольном родительском собрании.