« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози Под единым государственным экзаменом предлагается понимать добровольное экзаменационное испытание для выпускников средней школы, одинаковое по содержанию, форме, способу проведения, оценки результатов, устанавливаемое на каждый учебный год по соответствующей образовательной области ( учебному предмету ).
Отличия ГИА и ЕГЭ от традиционного экзамена. Тестирование предполагает формирование особых навыков : выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных ; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Процедура ГИА и ЕГЭ предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной. Принимают и оценивают результаты незнакомые люди. ЕГЭ – это сразу два экзамена : выпускной и вступительный, и это повышает его субъективную значимость.
Трудности при подготовки к ЕГЭ. Познавательные : недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета, неумение оперировать учебными материалами. Личностные : невозможность произвести впечатление, убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ, неадекватная самооценка. Процессуальные : недостаточное знакомство с процедурой, незнакомое место, незнакомые взрослые.
« Правополушарные дети » богатое воображение образное мышление запоминание материала на основе ассоциаций, метафор, аналогий Затруднения : составлять конспекты выделять главное четко, логически мыслить Стратегия поддержки - ориентировать на выявление основного в каждом задании
« Астеничные » дети высокая утомляемость истощаемость сниженный темп деятельности увеличение количества ошибок Стратегия поддержки - не предъявлять заведомо невыполнимых требований ; оптимальный режим подготовки.
« Гипертимные » дети быстрые энергичные активные не склонны к педантизму Стратегия поддержки – научить проверять свою работу ; создать ощущение важности ситуации экзамена.
« Застревающие » дети низкая подвижность низкая лабильность психических функций основательны и медлительны Стратегия поддержки – переключать внимание ; заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.
Тревожные » и « неуверенные » дети перепроверяют сделанное постоянно исправляют написанное эмоциональное напряжение Стратегия поддержки – создание ситуации эмоционального комфорта ; поощрение и поддержка.
« Инфантильные » дети невнимательные рассеянные уровень организации деятельности низкий неустойчивая работоспособность Стратегия поддержки – научить использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры ; привлечь родителей для помощи в домашних условиях организовать деятельность и структурировать время
« Перфекционисты » и « отличники » высокая успеваемость ответственность организованность исполнительность высокий уровень притязаний неустойчивая самооценка Стратегия поддержки – скорректировать их ожидания ; дать понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
Расширение представлений о ЕГЭ. Задания типа А. Наиболее легкие задания, в которых надо выбрать один верный ответ. Задания типа В. Задания, предполагающие краткий свободный ответ. Задания типа С. Это задания, требующие развернутого свободного ответа. Эти задания самые сложные. Правильное выполнение каждого задание этого типа оценивается несколькими баллами, а в целом дает возможность набрать от 20 до 35 % от общего возможного количества баллов.
Компоненты готовности к ЕГЭ. Познавательный компонент : высокая мобильность, переключаемость ; высокий уровень организации деятельности ; высокая и устойчивая работоспособность ; высокий уровень концентрации внимания, произвольности ; четкость и структурированность мышления, комбинаторность ; сформированность внутреннего плана действия. Личностный компонент : наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ ; самооценка – умение адекватно оценить свои знания, умения, способности ; самостоятельность мышления и действия, целеустремленность. Процессуальный компонент : знакомство с процедурой ; навык работы с тестовым материалом ; умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми ; обсудить, от кого зависит сформированность данных компонентов.