ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
« Экзамен – лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнания степени чьих-либо сведений». В.И. Даль. «Экзамен – проверочное испытание по какому- нибудь учебному предмету». С.И. Ожегов
ЭТО ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СДАВАТЬ ВСЕ ВЫПУСКНИКИ ПОЛНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ЕДИНСТВО ЭТИХ ЭКЗАМЕНОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО: А) ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОВРЕМЕННО УЧИТЫВАЮТСЯ В ШКОЛЬНОМ АТТЕСТАТЕ И ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗЫ, Б) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭТИХ ЭКЗАМЕНОВ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ПРИМЕНЯЮТСЯ ОДНОТИПНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЕДИНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ СРАВНИВАТЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ ПО УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ. Единый государственный экзамен –
Психологическая готовность выпускника – это сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность при сдаче ЕГЭ.
Готовимся к ЕГЭ Причины волнения выпускников: -сомнения в полноте и прочности знаний; -сомнения в собственных способностях - умении анализировать, распределять и концентрировать внимание; -ответственность перед родителями и школой; -тревожность,неуверенность в себе; -стресс в незнакомой ситуации.
Психологические трудности ЕГЭ Познавательные Личностные Процессуальные
Познавательные трудности: Причины познавательных трудностей: - Недостаточный объем знаний - Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями - Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета Необходимые психические функции Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Четкость и структурированность мышления, комбинаторность Сформированность внутреннего плана действий
Личностные трудности Причины личностных трудностей - Недостаток информации о процедуре - Отсутствие возможности получить поддержку взрослых Виды личностных трудностей: Повышенный уровень тревоги «Мифология» (нереалистические убеждения и предрассудки о ЕГЭ) Неадекватная самооценка
Процессуальные трудности Причины трудностей: - недостаточное знакомство с процедурой экзамена - отсутствие четкой стратегии деятельности. Виды трудностей: Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критериями оценки.
ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ Познавательный компонент (как результат обучения в школе): - Высокая мобильность, переключаемость. - Высокий уровень организации деятельности. - Высокая и устойчивая работоспособность. - Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. - Четкость и структурированность мышления, комбинаторность - Сформированность внутреннего плана действий Личностный компонент: - Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ - Самооценка – умение адекватно оценить свои знания, умения, способности - Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность Процессуальный компонент: - Знакомство с процедурой - Навык работы с тестовыми материалами - Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми
Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ будет эффективным, если в нем будут задействованы все субъекты учебного процесса: - учащиеся, - родители, - педагоги
Задачи психологической работы с учащимися : Познавательные трудности Формирование необходимых психических функций с помощью психогимнастических игр и упражнений Личностные трудности Снижение уровня тревоги до оптимального, формирование адекватных установок Процессуальные трудности Помощь в выработке индивидуальной стратегии деятельности и овладении особенностями процедуры ЕГЭ
Формы работы психолога с детьми: Групповые занятия – практикумы Индивидуальные консультации
Возможное содержание групповых занятий: Ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ЕГЭ Осознание индивидуального стиля деятельности и выработка личной стратегии подготовки к ЕГЭ и поведения во время экзамена Освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.)
Разработка индивидуальной стратегии подготовки: Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные оценки) Выделение «места наименьшего сопротивления» Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов
Направления работы с родителями: Повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена Снижение родительской тревоги
Формы работы с родителями Фронтальные: тематические родительские собрания Индивидуальные консультации
Направления работы с педагогами: Обсуждение и коррекция нереалистических установок. Взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии подготовки (учитель - эксперт). Ознакомление педагогов с психологической спецификой ЕГЭ в целом и трудностями отдельных групп выпускников. Взаимодействие в поиске эффективных методов формирования необходимых психических функций.