Психологическое сопровождение одаренных детей
2 ОДАРЕННОСТЬ 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.действие 2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. Общие способностимоментычеловека 3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.потенциалинтеллект 4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. 5. Талантливость ; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности
3 Способность - ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НОРМАТИВА. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются ОДАРЕННОСТЬЮ, так как под этим подразумевается нацеленность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными. Так например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НОРМАТИВА ОДАРЕННОСТЬЮ
4
5 Типы одаренности Интеллектуальная Академическая Художественная Креативность Лидерская или социальная Психомоторная или спортивная коммуникативная
6 Особенности развития одаренных детей Любознательность Сверхчувствительность к проблемам Высокий уровень развития логического мышления Повышенный интерес к дивергентным задачам Оригинальность мышления Гибкость мышления
7 Продуктивность мышления Легкость ассоциирования Способность к прогнозированию Высокая концентрация внимания Отличная память Способность к оценке особенности склонностей и интересов
8 Стремление к самоактуализации Перфекционизм Самостоятельность Социальная автономность Эгоцентризм Лидерство Соревновательность Особенности эмоционального развития Творческое восприятие развития Юмор
9 Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как: психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, развитие, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
10 Методики для выявления одаренности Диагностика одаренности Тесты творческого мышления Торренса Тесты креативности Туник Креативные тесты Гилфорда Карта интересов Савенкова Опросник креативности Джонсона Опросник креативности Рензулли
11 Шкала Стефорд-Бине Шкала Векслера Тест Слоссона Тест Равенна Тест Розенцвейга Тест Гудье Методика А.Л. Гройсмана
12 Модель работы по психологическому сопровождению одаренных детей Создание банка данных на основе наблюдения и диагностики учащихся, родителей и педагогов; Разработка программы по работе с одаренными детьми; Определение индивидуального маршрута развития; Психологическая помощь учащимся и их родителям при возможных проблемах; Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса; Создание условий для развития возможностей детей
13 Результаты диагностики по выявлению одаренных детей Всего опрошено: 200 чел. Уровень креативности По ДжонсонуПо Рензулли Очень высокий 6.5% Высокий 16% 18% Норма 33% 22.5% Низкий 32% 29.5% Очень низкий 12.5% 23.5%
14 Проблемы одаренных детей 1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
15 4.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. 5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. 6.Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. 7.Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение
16 «Одаренность требует мужества»: «Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является. Не одаренность становиться «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными... Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным». Эрика Ландау