Психолого –педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в процессе обучения физике, химии, математике. Выступление на педагогическом совете. 2011г. Декабрь. Батршина.Р.В
Необходимо учить школьников: Самостоятельно устанавливать факты, объяснять их. Находить закономерности, которым они подчиняются. Уметь давать им оценку и уметь решать проблемы, возникающие в процессе познавательной деятельности.
Отечественные педагоги и деятели народного образования, такие как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и другие также рассматривали решение проблемы профориентации учащихся в неразрывной связи с интересами подростков. В 1932 году вышла книга А.Б. Болтунова «Принципы и система профориентации в школе». Исследование, проведенное им, показало, что профориентационная работа в школьной практике проводилась лишь в выпускных классах. А.Б. Болтунов предложил проводить данную работу на всем протяжении обучения учащихся в школе. При этом он подчеркивал, что она должна осуществляться в учебном процессе.
Профессиональному самоопределению может способствовать самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление. Отсюда, необходимо использовать приемы и методы способствующие развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся
Значимость предметов предметЧисло учащихс я рейт инг Русский язык251 математика242 обществознание163 биология104 ОБЖ104 Информатика95 физкультура95 Физика86 Литература77 Труд
Практическая направленность обучения Выражается в формировании специфических умений и навыков в тесном единстве с системами изучаемых знаний и раскрытии прикладного, конструктивного характера современной науки. Самостоятельные и индивидуальные творческие задания, выполняемые на уроках и во внеурочной деятельности по предметам способствуют профессиональному самоопределению школьников.
Своевременно оказанная старшеклассникам профариентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно-воспитательного процесса. Звеном в формировании профессиональной мотивации школьников и не только умение учеником осуществлять выбор, но и нести за него ответственность.
Заключение Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся при изучении предметов естественно-математического цикла: - Реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении - Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей использование форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.
Действия педагогов предметников. 1.Ознакомление учащихся с профессиями района и области в процессе изучения программного материала 2.Развитие интересов, склонностей и способностей учащихся на уроке. 3.Включение профариентационной тематики в оформление кабинета. 4.Организация экскурсий на предприятия и в учебные заведения.
Обучение и труд должны нести удовлетворение от преодоления трудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала. Когда требования профессии и возможности человека совпадают, то профессиональный путь не столь тернист, а приоритетами в деятельности становятся мотивы творчества. И тогда в мире появляется личность, раздвигающая горизонты своей отрасли, определяющая пути развития конкретной сферы общественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливый человек.