Рад приветствовать Вас, дамы и господа!
Краткая биографическая справка Родился 27 января 1756 в г.Зальцбурге (Австрия). Полное имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофиль Моцарт. Отец – Леопольд Моцарт, известный скрипач, органист и педагог. Первоначальное музыкальное образование будущего композитора проходило под руководством отца. В 1760, в возрасте 4 лет, сочинил свой первый концерт для клавесина. В 1762 вместе с отцом и сестрой отправляется на гастроли в Мюнхен. В этом же году дает сенсационные выступления в Вене. В 1764 были опубликованы первые 4 сонаты, написанные Моцартом для скрипки и клавесина. В том же году, во время поездки в Лондон, семилетний композитор написал ещё шесть сонат
для клавесина и скрипки. До 1770 продолжал гастролировать по странам Европы. Возвратившись на родину, 17-летний композитор был вынужден немного отойти от оперной музыки и по приказанию архиепископа писать много церковной хоровой музыки. Ему было запрещено выезжать из Зальцбурга, хотя он был уже знаменитым композитором. В 1781 ему разрешили выехать в Мюнхен для постановки героической оперы «Идоменей, царь Критский». После этого Моцарт поселяется в Вене, в доме госпожи Вебер, одна из дочерей которой, Констанция, впоследствии станет женой композитора. Венский период стал вершиной его творческих завоеваний во всех жанрах музыкального искусства. Помимо оперы, композитор много и плодотворно работал в жанрах симфонии, квартета, инструментального концерта, хоровой музыки. 16 июня 1782 состоялась премьера оперы «Похищение из сераля» - первой оперы, написанной на немецкой языке.
1 мая1786 состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро». Музыка из этой оперы стала народной. В 1787 специально для оперного театра в Праге Моцарт написал оперу «Дон Жуан». Несмотря на все успехи на музыкальном поприще, поправить материальное положение совей семьи композитору не удавалось. Он был вынужден выступать с концертами в домах аристократии, давать уроки музыки ученикам. 30 сентября 1791 состоялась премьера оперы «Волшебная флейта», которой дирижировал сам композитор, после чего слег в постель от упадка сил и нервного перенапряжения. Будучи уже тяжело больным, написал свой знаменитый «Реквием» для хора и симфонического оркестра. Скончался 5 декабря Тайна его смерти не раскрыта до сих пор. Точное место погребения композитора также не известно.
« В ночной серенаде», изящной развлекательной пьесе, написанной к новогоднему карнавалу 1776 года, присутствуют два струнных оркестра – концертирующий (две скрипки, альт и контрабас) и сопровождающий, где к обычному квартету струнных добавлены литавры. Последний на всём протяжении серенады скромно держится в тени, лишь изредка вставляя реплики в изысканную речь концертирующего состава; но подчас он, словно вырываясь из подчинения, делает эти реплики нарочито невпопад - то вдруг грянет туш, то другой юмористической выходкой подчеркнёт свою независимость.
Тяжелым выдался 1791 год. Я страдал от безденежья. Констанца ожидала ребенка и тяжело болела. Незадолго до отъезда Констанцы в дверь нашего дома постучался незнакомец, одетый во всё чёрное. Учтиво поклонившись, он сказал: - Я пришёл к Вам, сударь, по поручению очень важного лица. - Кого же именно? – спросил я. - Лицо это не желает, чтобы имя его было известно. - Пусть будет так. Чего же он хочет? - Он только что потерял близкого человека, память о котором для него навеки останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием.
Реквием – произведение траурного характера для хора и солирующих голосов с сопровождением оркестра. Первоначально реквием был заупокойной мессой в католической церкви. Позднее реквием становится в основном концертным произведением. Идея создания реквиема – глубоко захватила меня. Я всё чаще бывал в великолепной библиотеке барона ван Свитена, где имелось много редких изданий и рукописей. Здесь знакомился с монументальными произведениями для хора И.С.Баха и грандиозными ораториями Генделя. Работа над Реквиемом требовала большого напряжения. К тому времени состояние здоровья моего становилось всё хуже. Видно, для самого себя пишу я этот Реквием – не раз говорил я жене и друзьям.
Назначенный срок истёк, а работа всё ещё не была окончена. Точно в указанный день таинственный незнакомец в черном появился снова. - Мне нужно ещё месяц, - ответил я. Произведение захватило меня больше, чем я думал, поэтому пришлось его расширить в большей степени, чем я сперва намеревался. - В таком случае вам следует ещё пятьдесят дукатов. Когда же партитура будет окончена, размер гонорара будет увеличен, за то, что господин был так скромен в своих требованиях. - Сударь, - удивился я, - да кто же Вы?
Позже загадочная история с таинственным заказом объяснилось очень просто. Граф Франц фон Вильзег цу Штуппах большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором. С этой целью он заказывал талантливым музыкантам различного рода композиции, переписывал их своей рукой и затем выдавал за свои собственные. Потеряв в 1791 году любимую жену, граф задумал почтить её память исполнением Реквиема. С этой целью он послал ко мне своего управляющего, который и вел переговоры со мной. Желание присвоить сочинение и объяснялось таинственность, которой были обставлены переговоры.
Да, это так!