Автономное учреждение – новая модель развития школы в России
Автономное учреждение – новый тип учреждения, предоставляющий необходимую свободу и инициативу для эффективного развития ОУ. Переход в автономные учреждения способствует созданию конкурентной среды в образовании и, следовательно, повышению качества предоставляемых образовательных услуг.
Федеральный закон от ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона « Об автономных учреждениях », а также в целях уточнения правоспособности государственных и муници пальных учреждений » Казенные
Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально- культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Основные отличия бюджетного и автономного учреждения касаются финансирования их деятельности, прав на принадлежащее им (на праве оперативного управления) имущество и ответственности по своим обязательствам. И у бюджетного, и у автономного ОУ основной деятельностью является реализация соответствующих образо - вательных программ.
II. Имущество Бюджетное Автономное 1. Право владения и пользования имуществом, закрепленным за учреждением собственником Оперативное управление 2. Виды закрепленного имущества Недвижимое, движимое (не выделяются отдельно) Выделяются отдельно: - недвижимое имущество, - особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств; - иное имущество 3. Право распоряжения имуществом С согласия собственника распоряжается любым имуществом С согласия собственника распоряжается: - недвижимым имуществом; - особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно и самостоятельно
Критерии сравнения Типы государственного (муниципального) учреждений БюджетноеАвтономное Финансирование 1. Основные источники финансирования - Бюджет - Доходы от приносящей доход деятельности. - Бюджет - Доходы от приносящей доход деятельности. 2. Цель бюджетных ассигнований Предоставление субсидий, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) 3. Способ доведения денежных средств - Субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю), а также на иные цели. - Средства из бюджета на исполнение публичных обязательств. - Субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю) с учетом мероприятий, направленных на развитие АУ, перечень которых определяется учредителем.
4.Объем бюджетного финансирова ния В соответствии с количественными показателями учреждения на основе утвержденных нормативов, не зависимо от типа учреждения 5. Учет иных доходов в процессе финансирова ния Иные доходы учитываются при определении объема финансирова- ния Размер субсидии не зависит от иных доходов 6. Право на ведение приносящей доход деятельности Возможно в случаях, не противоречащих федеральным законам и предусмотренных уставом
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения 8. Право на распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
16. Ответственность учреждения перед кредиторами Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств 17. Ответствен- ность учредителя перед кредиторами учреждения Субсидиарная Нет Ответственность несет ОУ 18.Возможность банкротства Невозможно ?!?!?!
9.Учет средств бюджета и доходов от приносящей доход деятельности Лицевые счета в органах казначейства Счет в кредитной организации или лицевые счета в органах казначейства 10.Документы финансового планирования - Государственное задание, - план финансово-хозяйственной деятельности 11.Вид финансового учета Бюджетный учет по кодам КОСГУ Бухгалтерский учет 12. Независимая аудиторская проверка Не проводится Проводится ежегодно
III. Операции с денежными средствами и имуществом учреждения 19. Порядок заключение крупных сделок, сделок «с заинтересованностью» С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета 20. Порядок заключения контрактов на оказание услуг, выполнение работ От имени учредителя От своего имени 21. Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для учреждения Распространяе тся Не распространяется [
22. Возможность получения займов, кредитов Могут с учетом установленных законом ограничений Могут 23. Возможность создания иных юридических лиц Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника IV. Обязательные органы управления, участвующие в финансово-хозяйственной деятельности учреждения 24. Органы управленияВ дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет
III. Операции с денежными средствами и имуществом учреждения 19. Порядок заключение крупных сделок, сделок «с заинтересованностью» С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета 20. Порядок заключения контрактов на оказание услуг, выполнение работ От имени учредителя От своего имени 21. Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для учреждения Распространяе тся Не распространяется [
Смена типа на автономное учреждение выгодна тем учреждениям, которые: готовы модернизировать образовательный процесс; выйти на рынок образовательных услуг, в т. ч. и с инновационными программами; конкурировать за бюджетные и внебюджет- ные средства, конкурировать с др. ОУ; имеют навыки поиска дополнительных финансовых источников, сложившуюся практику получения существенных внебюджетных доходов; готовы взять на себя риски самостоятельной деятельности.
Особенности системы управления ОУ ( ст. 35 Закона РФ « Об образовании ») 1. Обязательность соблюдения принципов единоначалия и самоуправления. 2. Определенность форм самоуправления : совет ОУ, наблюдательный совет, общее собрание, педагогический совет. 3. Обязательность наличия указанных в Законе форм самоуправления в системе управления каждого ОУ ( с учетом специфики отдельных типов, видов ОУ ). 4. Открытость перечня форм самоуправления, позволяющая ОУ самим определять оптимальность организационной структуры управления.
Общее собрание коллектива ОУ (конференция) Совет ОУ (высший коллегиальный представительный орган) Совет ОУ (высший коллегиальный представительный орган) Наблюдательный совет ОУ (добровольное объединение благотворителей) Наблюдательный совет ОУ (добровольное объединение благотворителей) Педагогический совет ОУ (коллегиальный профессиональный орган) Педагогический совет ОУ (коллегиальный профессиональный орган) Руководитель (единоличный исполнительный орган) Руководитель (единоличный исполнительный орган) Организационная структура управления ОУ (Закон РФ «Об образовании»)
1. Дает рекомендации 2. Дает заключение 3. Утверждает 4. Принимает решения Уровни компетенции органа управления
1) о совершении сделок с имуществом АУ в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения ( после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета ) ( п. 7 ст. 9), 2) об изъятии имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления ( после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета ) ( п. 4 ст. 9), 3) о внесении имущества недвижимого и особо ценного имущества, закрепленного за АУ, в уставный ( складочный ) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника ( п. 6 ст. 3) 2. Дает заключение на предложения руководителя ОУ
Обязательные требования к составу НС ( ст. 10 ФЗ « Об автономных учреждениях ») 1. Количественный состав НС строго ограничен – ч. 2. Представительность состава НС строго определена : До 1/3 состава НС – представители учредителя До 1/3 состава НС - представители общественности До 1/3 состава НС - представители работников АУ 3. Предельность срока полномочий НС – 5 лет. 4. Безвозмездность участия членов НС в работе НС. 5. Легитимность состава НС – утверждение назначенных членов НС учредителем 6. Неограниченность по времени количества назначений одного и того же гражданина членом НС. 7. Представитель работников АУ не может быть избран председателем НС и его заместителем. 8. Обязательность замены выбывших членов НС.
Риски перехода бюджетного учреждения в автономное Снижение размеров финансирования заданий автономным учреждениям по сравнению с бюджетными. Переход к финансированию по заданию планируется для всех учреждений. Несогласованность действий различных органов государственной и муниципальной власти может привести к тому, что в течение некоторого времени финансирование будет затруднено. Переход в АУ не должен рассматриваться как попытка государства снять с себя обязанности по финансированию образования.
Риски перехода бюджетного учреждения в автономное Любое учреждение рискует не получить задания в прежнем объёме, если предоставляемые им образовательные услуги не устраивают учредителя. Банкротство учреждения невозможно в соответствии с законом. Риск банкротства кредитной организации. Риск утраты имущества. Риск потери дополнительных льгот, преимуществ учреждениям и работниками. Неготовность сотрудников ОУ, и в первую очередь его руководства, к работе в новых условиях.
Независимо от региона изучение опыта функционирования автономного учреждения актуально для любого ОУ. Практика показывает, что новый тип учреждения востребован в условиях современной образовательной политики и экономической ситуации в РФ.