Ты ещё едва научился ходить, а в твоих руках уже появилась книга. А потом, кто-то начал читать тебе сказки, стихи, рассказы. Теперь ты ученик и уже умеешь читать сам. Со временем ты станешь читать всё больше, в твоих руках окажутся новые книги и учебники. Но прежде, чем книга придёт в твой дом, её должен кто-то сделать. О том, как делается книга, и пойдёт наш рассказ.
Смолкла пишущая машинка. Поставлена последняя точка. Пройдёт время и РУКОПИСЬ превратиться в КНИГУ. Что это будет за книга? Сказка для детей или повесть для взрослых? Пока об этом знает только один человек – ПИСАТЕЛЬ.
Писатель рассказывает многим, у него тысячи читателей. Значит и рассказ его надо размножить. Напечатать и издать в тысячах экземплярах. Напечатают книгу в ТИПОГРАФИИ. А подготовят к изданию в специальном учреждении – ИЗДАТЕЛЬСТВЕ.
Писателю интересно знать, что в его рукописи хорошо или плохо, что нужно в ней оставить, а что убрать. Кто посоветует и подскажет, как сделать книгу лучше. Такой знающий советчик есть у каждого писателя. Называется он РЕДАКТОР.
Книги печатают в типографии на больших листах бумаги с помощью специальных машин. Но так было не всегда…
Самые древние книги, дошедшие до нас, написаны на камне. Первобытные люди жили в каменных пещерах. Учёные нашли много пещер, стены которых покрыты рисунками.
Учёные научились понимать языки давно исчезнувших народов. Знаки сохранились на столбах, несмотря на зной, холод, дождь и ветер, потому что они были выбиты на камне долотом. Врезанные в камень строки – самое долговечное письмо.
Более ста лет назад учёным при раскопках удалось обнаружить дворец властителя древнего государства – Ассирии. В одной из комнат в больших глиняных чашах находились необычные кирпичики. Тоненькие, покрытые мелкими строчками знаков, похожих на клинья. Такое письмо называли клинописью.
Писать на мягкой глине очень удобно. А потом, эту табличку – совсем как кирпич – обжигали в печи.
Родина папируса – тропическая Африка Папирус – многолетнее зонтичное водяное растение. Весь папирус в Египте принадлежал царям- фараонам. А ценился он так потому, что на папирусе писали.
Толстые стебли тростника Толстые стебли тростника разрезали на полосы, разрезали на полосы, Полосы склеивали друг с другом, чтобы папирус был плотнее. Писали деревянной палочкой, чёрной или красной краской. Писали деревянной палочкой, чёрной или красной краской. Потом папирус свёртывали в трубочку и получался свиток.
Жители Пергама с большим старанием собирали все сочинения учёных и писателей и переписывали их. В городе было много грамотных людей и для переписки отбирали писцов с лучшим почерком.
Сначала писцы писали на папирусе, который покупали в Египте. Потом в Пергаме придумали использовать новый материал для письма. Это была кожа.
Новый материал для письма назвали пергаментом – по имени государстве, где он был придуман. Пергамент был очень прочен, недаром и сейчас особо прочную бумагу называют пергаментом.
Более двух тысячелетий пергамент продолжал оставаться главным материалом для писем и книг. Первые книги писались от руки.
Вместо свитков стали разрезать пергамент на страницы, сшивать их и переплетать в прочный деревянный или кожаный переплёт.
Во многих музеях и библиотеках мира бережно хранятся пергаментные книги. Они донесли до нашего времени историю прошлого; знания, добытые древними учёными, великие произведения писателей.
В 1951 году в Новгороде археологи производили раскопки. Новгород – один из самых древних русских городов. Археологи нашли древнюю деревянную мостовую, а под ней – свёрнутый трубочкой кусок бересты.
Бережно развернули кусок бересты и увидели на коре буквы, нацарапанные чем-то острым. Буквы складывались в слова, фразы. И тогда археологи стали просеивать всю землю, которую копали. Этот кусок коры был дороже самого дорогого древнего меча! Этот кусок коры был дороже самого дорогого древнего меча! Скоро стали находить новые «берестяные грамоты».
Чтобы писать, не нужно было покупать за большие деньги дорогой пергамент. Стоило аккуратно снять слой коры с берёзы, разгладить его и на мягкой бересте писать каким-нибудь острым предметом. Эти палочки археологи нашли в земле рядом с берестяными грамотами.
Почти четыреста лет китайцы скрывали от всего мира секрет изготовления бумаги. Но через несколько сотен лет секрет изготовления стал известен всей Азии, а затем и Европе. Бумагу научились делать из старых тряпок.
Сейчас бумагу делают не из тряпок, а из дерева. Спиливают для этого тысячи деревьев и по рекам и железной дороге доставляют на бумажную фабрику.
Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую- нибудь толстую книгу, чтобы написать или переписать какую- нибудь толстую книгу, да ещё да ещё украсить её рисунком. Такие рукописи стоили очень дорого.
В то время большинство книг были церковные, и появление в немецком городе Майнце ещё одной никого бы не удивило. Если бы не одно обстоятельство. Книгу эту никто не переписывал, она была отпечатана.
Книга отпечатана была на деревянном станке, похожем на тот, каким издавна пользовались для отжима масла или винограда.
Изобретателем печатного станка Был один из жителей города – ИоганнГуттенберг
Он же придумал и литеры – металлические бруски с выпуклым изображением букв, А также матрицы – особые формочки для отлива этих самых литер. Литеры помещали в наборную кассу – каждую букву в свой ящик.
Для того, чтобы набрать текст, брали по одной букве, Укладывали на специальную дощечку с бортиками. В одной руке держали дощечку, другой выкладывали слова – буква за буквой. Набирали одну строчку за другой. Вот и готова печатная форма. Осталось покрыть краской, сверху положить лист бумаги и крепко прижать на станке. Лист отпечатан.
Люди сразу оценили новое изобретение. В разных городах стали открываться мастерские А потом целые фабрики по изготовлению книг – типографии.
Открылась типография и в Москве. Царь Иван Грозный повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться».
Дома того давно уже нет. Но стоит у старинных ворот на высоком постаменте Бронзовая фигура Ивана Фёдорова. Создателя первой печатной книги на Руси.
В Историческом музее храниться и сама эта книга, вместе с моделью станка, на котором её отпечатали, и древней печатной доской.
Долгое время все книги набирались вручную. Работа вроде бы нехитрая, Работа вроде бы нехитрая, но очень утомительная.
Книг требовалось всё больше и больше. И тогда на помощь человеку пришли умные машины.
Очень многое изменилось со времён первых типографий. Теперь машины печатают, фальцуют, сшивают, проклеивают. И, конечно, переплетают.
В таком виде не стыдно выйти в свет. Так говорят о людях. И о книгах тоже. Об этом гласит последняя надпись, сделанная рукой редактора. Об этом гласит последняя надпись, сделанная рукой редактора. Книга вступает в жизнь!