Способность различения
новаторская дидактика, построенная в рамках теории развивающего обучения В. В. Давыдова, осуществляемая средствами мыследеятельностной педагогики (Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика).
знаки знания задачи Базисные организованности - основа теоретического мышления Идея Ю. В. Громыко о наличии в процессах мыследеятельности четырех базисных организованностей. проблемы
ориентация (цель): формирование понятийного мышления у школьников (В.В.Давыдов). целостность(задача): мы обучаем школьников знаниям, которые существуют в различных знаковых формах и оказываются необходимыми при решении конкретных проблем и задач.
Идея - научить учащихся самих порождать действительно новые знания
«Техноонтология»- 4 этапа: формирование у детей различений и различительной способности; обучение идеированию и работе с идеализациями; обучение построению понятий; этап, связанный с осмыслением генезиса систем и теорий, с формированием способности систематизации.
Этап различений происходит работа с коммуникативными и мыслекоммуникативными способностями детей. Развитие знания связано здесь с наращиванием различительного ряда.
Этап идеализации переход (перевод) учащегося из слоя коммуникации уже в слой собственно мышления. Развитие знания здесь связано непосредственно с умением осуществлять акт мышления пусть даже в предпонятийной форме.
Этап понятия идеализация учащегося постоянно соотносится с разными этапами становления понятия и проблематизируется с их помощью. ученик может выйти на подлинное развитие знания о каком-то объекте.
Этап генезиса теорий (систематизация) позволяет восстановить генезис определенных теорий, провести собственную переорганизацию (новую систематизацию) всего поля предметного знания на основе выработанного понятия и осуществить позиционное самоопределение к этим теориям.
Различение это минимальная единица знания, существующая в форме бинарных оппозиций (добрый - злой, большой - маленький, обман- смекалка, высокий – низкий и т.д.). Различения существуют в культуре независимо от сознания и мышления ребенка.
Противоположности это пара, фиксирующая определенное качество Противоречие возникает тогда, когда два взаимоисключающих признака относятся к одному и тому же объекту одновременно не охватывает класс охватывает весь класс
Способность различения Умение порождать новое различение в ситуации непонимания, спора или коммуникативного конфликта, которое является средством разрешения данной ситуации.
Ситуации конфликта точек зрения 1) столкновения с тем, что старое, известное правило не действует, дети выстраивают новое; 2) сравнение текстов, содержащих определения, столкновение с совмещением признаков двух различных определений. Выход на третье определение; 3) работа с разной трактовкой определения, через коммуникативный конфликт выход на понимание.
Диагностика уровня владения понятием отвечала на следующие вопросы: стоит ли у ребенка за понятием идеальный объект; владеет ли ребенок обобщенным способом; владеет ли ребенок основными различениями; владеет ли ребенок системой операций; может ли ребенок менять инструментарий; насколько рефлексивно ребенок подходит к практическим ситуациям применения способа.
Задача 3 Начертите квадрат со стороной 3 см. Можно ли начертить фигуру другой формы, но той же площади? Если да, то начерти. Дай несколько вариантов. 1.Нельзя (0 баллов). Школьник воспринимает форму и площадь как единое целое, не разводит эти понятия. Школьник сводит переориентацию фигуры на плоскости к изменению ее формы, т.к. определяет эту фигуру уже как ромб, что является ложным представлением. Школьник не изменяет периметр новой фигуры и тем самым считает, что площадь так же остается неизмененной, т.е. он не владеет операциями определения площади, а пользуется теми же, что и для определения периметра. В его представлении площадь одномерная величина, а не двумерная. 2. Можно: а) Площади квадрата и прямоугольника (или фигуры другой формы) разные (1 балл). Низкое внимание и самоконтроль. б) Площади квадрата и прямоугольника (или фигуры другой формы) одинаковые (2 балла). 3. Можно. Ребенок предлагает два и более правильных преобразований (3 балла).
Задание 2 Найди слово, не являющееся родственным, вычеркни его. Дополни каждую группу ещё одним однокоренным словом. Конюшня, конник, всадник Кистевой, кисточка, кистень Звери, зверьки, зверь, Оценка выполнения: 0 – Ученик ошибся в выборе неродственного слова во всех трех группах. 1 – Ученик ошибся в двух группах слов. 2 – Ученик ошибся в одной группе слов. 3 – Ученик выполнил всё задание без ошибок. Ошибка в первой группе слов - ученик путает родственные слова с синонимами, не обращая внимания на морфемы. Ошибка во второй группе слов - омонимичные корни считает родственными, не различая их значение. Ошибка в третьей группе слов – разные формы одного и того же слова считает родственными словами, не выделяет словообразование как особый процесс.
Владеет различительной техникой Строит идеализации Осуществляет моделирование Удерживает связь между ситуацией применения знания и понятием Владеет культурным способом- понятийным мышлением