определение роли молитвы в ранней лирике С.А. Есенина.
Задачи моей работы: 1.Выбрать из ранней лирики стихотворения, в которых встречаются элементы молитвы; 2. Определить, для чего введены фрагменты молитвы в стихотворение, их роль в ранней лирике поэта; 3. Изучить критическую литературу, соотнеся со своими наблюдениями.
Истоки молитвенности в творчестве С.А.Есенина. Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений поэта духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. Знание молитвенных текстов, сыгравшее впоследствии большую роль в обогащении поэтического лексикона и образного мышления С.А. Есенина, было особенно глубоко усвоено им в Спас– Клепиковской церковно–учительской школе, где будущий поэт обучался в 1909–1912 годах.
Становится очевидно, что истоки молитвенности – в семье, в обучении, в ориентации на лучшие образцы классической литературы.
Использование жанров церковной гимнографии. Молитвенная и церковно– гимническая поэзия оказала большое влияние на С.А. Есенина. В произведениях поэта встречаются упоминания о различных жанрах церковной гимнографии. Таких как, тропарь, канон, псалом. Он включает в свои стихи мотивы специальных молебнов и молебных пений: молебен против бездождия, заупокойная лития, панихидная служба в церкви. Канон: Лижут сумерки золото солнца, В дальних рощах аукает звон… По тени от ветлы–веретенца Богомолки идут на канон. («Богомолки» 1914). Псалом: С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы. («Калики» 1916). Таким образом, поэтический стиль многих произведений Сергея Есенина духовно и эстетически ориентирован на традиции православной молитвы, на жанры и стили церковной гимнографии. Поэтический текст С.А. Есенина часто воспроизводит структурно– семантические особенности молитвы. Эмоциональная аура молитвы формирует чувство храма в поэтическом мироощущении С.А. Есенина, преобразуя его лирику во вдохновенную молитву родине, русской природе, отчему дому.
Образ лирического героя Позабыв людское горе, Сплю на вырублях сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. («Я пастух, мои палаты...» 1914). Я странник убогий, Молюсь в синеву. На палой дороге Ложуся в траву. («Я странник убогий...» 1915). По – моему, есенинский странник не просто странствующий человек, не просто бродяга, а человек, любящий Родину, природу и Бога. Он бродит по земле не потому, что ему негде жить, а потому что он хочет обрести себя, найти свое место в жизни. Именно для этого он молится. Именно поэтому он носит жреческие одеяния. Лирический герой Сергея Есенина ассоциируется у меня с Иисусом Христом. Он также странствует по миру в попытках обрести себя и мир в душе, ощущая боль и муки. Но вера помогает ему идти дальше. Все его существо пронизано религиозностью и трепетным отношением к миру. К миру–храму, к миру–идиллии.
Изучив стихотворения ранней лирики поэта и выделив из них те, в которых звучат религиозные мотивы, я установила, что они составляют примерно 75 процентов всех стихотворений ранней лирики. Это убеждает в глубоком влиянии на юного поэта народных культов, дедушкиной веры и обучения в Спас–Клепиковской школе.
В критической литературе отмечается, что религиозность поэта зародились в детстве. Именно тогда Сергей Александрович Есенин ощутил свою близость к природе, Родине и Богу, поэтому религиозность его стихотворений проявляется именно в ранней лирике, тогда, когда юный поэт пытается разобраться, в чем смысл жизни и чем люди живы. На мой взгляд, невозможно понять поэзию С.А. Есенина, не проникнувшись его ранней лирикой, не попытавшись понять состояние лирического героя, его мировоззрение, не заглянув в его душу, не удивившись ее чистоте.
Фрагменты молитв введены, на мой взгляд, для более глубокого погружения в мысли и переживания лирического героя, они помогают читателю понять поэта. Используя различные церковные обряды, основные жанры церковной гимнографии, мотивы специальных молебнов и молебных пений, С.А. Есенин невольно приближает свои стихи к читателю, вызывает доверие к ним, трогает в душах читателей лучшие чувства, ведет к свету.
Молитва помогает понять, что природа – божественный храм, а человек – гость в этом мире. И все вокруг: «люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери Природы». Именно это помогает нам понять молитва в стихотворениях С.Есенина.