Определение роли молитвы в ранней лирике С.А. Есенина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели и задачи работы Проследить влияние православных традиций на поэзию Сергея Есенина, понять истоки необычайной притягательности его поэтического слова.
Advertisements

Тема урока: Нравственно-философская направленность поэзии Сергея Есенина СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ( ) СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ( )
Образ Руси в лирике Сергея Есенина Автор: Иллариохина Дарья, ученица 11 «Б» класса, школа 44, Мурманск, 2008 г. Руководитель: Антонова Наталья Витальевна,
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Анализ элегии - О чем размышляет поэт? - Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? - Что он чувствует? - К какому литературному направлению.
Урок литературы 11 класс Сергей Александрович Есенин. Ранняя лирика поэта Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2010.
Субъект высказывания в лирическом произведении художественный двойник автора- поэта Лирический герой.
Презентация к уроку литературы в 7 классе Выполнила: учитель МОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа» Якунина О.Н.
Урок литературы в 5 классе Интерпретация стихотворения С.А. Есенина «Поет зима - аукает» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя.
Сергей Александрович Есенин Любя твой день и ночи темноту, Тебе, о родина, сложил я песню ту.
Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве. С.Есенин.
Тема: «Мир природы в лирике С.Есенина». Выполнила: Монгуш Е.М.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова Лермонтов-поэт совсем другой эпохи… Г.В.Белинский.
Истоки библейских тем и мотивов в творчестве C.А. Есенина Домашний уклад, обучение в Спас-Клепиковской учительской школе и университете Шанявского, круг.
Сергей Есенин великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы - Пушкина, Лермонтова, Блока - занимает свое, особое место. Оно определяется.
С.А. ЕСЕНИН «Персидские мотивы». Тема Востока полноправно вошла в русскую литературу уже в XIX веке - с поэзией М. Лермонтова и Я. Полонского. В начале.
Глубина поэтического мира Есенина
С.А. ЕСЕНИН «Персидские мотивы». Тема Востока полноправно вошла в русскую литературу уже в XIX веке - с поэзией М. Лермонтова и Я. Полонского. В начале.
Экзаменационная работа по литературе Реферат на тему: «Природа и Родина в творчестве С. А. Есенина» ученицы 11 класса Чумаковой Екатерины научный руководитель:
1 Сергей Александрович Есенин «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою…»
Транксрипт:

определение роли молитвы в ранней лирике С.А. Есенина.

Задачи моей работы: 1.Выбрать из ранней лирики стихотворения, в которых встречаются элементы молитвы; 2. Определить, для чего введены фрагменты молитвы в стихотворение, их роль в ранней лирике поэта; 3. Изучить критическую литературу, соотнеся со своими наблюдениями.

Истоки молитвенности в творчестве С.А.Есенина. Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений поэта духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. Знание молитвенных текстов, сыгравшее впоследствии большую роль в обогащении поэтического лексикона и образного мышления С.А. Есенина, было особенно глубоко усвоено им в Спас– Клепиковской церковно–учительской школе, где будущий поэт обучался в 1909–1912 годах.

Становится очевидно, что истоки молитвенности – в семье, в обучении, в ориентации на лучшие образцы классической литературы.

Использование жанров церковной гимнографии. Молитвенная и церковно– гимническая поэзия оказала большое влияние на С.А. Есенина. В произведениях поэта встречаются упоминания о различных жанрах церковной гимнографии. Таких как, тропарь, канон, псалом. Он включает в свои стихи мотивы специальных молебнов и молебных пений: молебен против бездождия, заупокойная лития, панихидная служба в церкви. Канон: Лижут сумерки золото солнца, В дальних рощах аукает звон… По тени от ветлы–веретенца Богомолки идут на канон. («Богомолки» 1914). Псалом: С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы. («Калики» 1916). Таким образом, поэтический стиль многих произведений Сергея Есенина духовно и эстетически ориентирован на традиции православной молитвы, на жанры и стили церковной гимнографии. Поэтический текст С.А. Есенина часто воспроизводит структурно– семантические особенности молитвы. Эмоциональная аура молитвы формирует чувство храма в поэтическом мироощущении С.А. Есенина, преобразуя его лирику во вдохновенную молитву родине, русской природе, отчему дому.

Образ лирического героя Позабыв людское горе, Сплю на вырублях сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. («Я пастух, мои палаты...» 1914). Я странник убогий, Молюсь в синеву. На палой дороге Ложуся в траву. («Я странник убогий...» 1915). По – моему, есенинский странник не просто странствующий человек, не просто бродяга, а человек, любящий Родину, природу и Бога. Он бродит по земле не потому, что ему негде жить, а потому что он хочет обрести себя, найти свое место в жизни. Именно для этого он молится. Именно поэтому он носит жреческие одеяния. Лирический герой Сергея Есенина ассоциируется у меня с Иисусом Христом. Он также странствует по миру в попытках обрести себя и мир в душе, ощущая боль и муки. Но вера помогает ему идти дальше. Все его существо пронизано религиозностью и трепетным отношением к миру. К миру–храму, к миру–идиллии.

Изучив стихотворения ранней лирики поэта и выделив из них те, в которых звучат религиозные мотивы, я установила, что они составляют примерно 75 процентов всех стихотворений ранней лирики. Это убеждает в глубоком влиянии на юного поэта народных культов, дедушкиной веры и обучения в Спас–Клепиковской школе.

В критической литературе отмечается, что религиозность поэта зародились в детстве. Именно тогда Сергей Александрович Есенин ощутил свою близость к природе, Родине и Богу, поэтому религиозность его стихотворений проявляется именно в ранней лирике, тогда, когда юный поэт пытается разобраться, в чем смысл жизни и чем люди живы. На мой взгляд, невозможно понять поэзию С.А. Есенина, не проникнувшись его ранней лирикой, не попытавшись понять состояние лирического героя, его мировоззрение, не заглянув в его душу, не удивившись ее чистоте.

Фрагменты молитв введены, на мой взгляд, для более глубокого погружения в мысли и переживания лирического героя, они помогают читателю понять поэта. Используя различные церковные обряды, основные жанры церковной гимнографии, мотивы специальных молебнов и молебных пений, С.А. Есенин невольно приближает свои стихи к читателю, вызывает доверие к ним, трогает в душах читателей лучшие чувства, ведет к свету.

Молитва помогает понять, что природа – божественный храм, а человек – гость в этом мире. И все вокруг: «люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери Природы». Именно это помогает нам понять молитва в стихотворениях С.Есенина.