ЧАС ПАМЯТИ, ЧАС ПАМЯТИ, П О С В Я Щ Е Н Н Ы Й СУДЬБАМ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов и писателей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Вернуться в Россию – стихами» Поэзия русской эмиграции М.Цветаева И.Бунин И.Северянин В.Набоков.
Advertisements

Царское Село, Какие же испытания пришлось пережить Анне Андреевне? 2. Что послужило источником её вдохновения? 3.Как Ахматова восприняла революцию?
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
«Чем талантливее человек, тем труднее ему без России» А. Куприн Дискуссия о судьбах русских эмигрантов.
Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был... А. Ахматова.
Выполнила: ученица 11 класса МОУ «СОШ с. Вязовка» Бозрикова Ольга. Руководитель: учитель русского языка и литературы Смыслова Галина Фёдоровна.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста С.В. Боровлёва, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Амурска.
Учащиеся 8Б класса, кл.рук. Бурцев Д.А.. Что значит быть гражданином своей страны? Мы думаем, что быть гражданином своей Родины - значит быть хозяином.
Любовь в творчестве и жизни С. Есенина Выполнили: ученики 11 класса «Б». Школы - лицея 20 г. Баку.
Проект «Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии» Участники проекта: учащиеся 11 класса Руководитель проекта: Актуганова Л.А, учитель русского языка.
И вот мы остались без Родины, И вид наш и жалок, и пуст, Как будто бы белой смородины Обглодан раскидистый куст. (И. Северянин)
Тема: Серебряный век в русской поэзии. Духовный кризис или духовный подъём? Каждый день по ложке керосина О, я хочу безумно жить: Пьем отраву тусклых мелочей…
Анна Ахматова. Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении Горенко) русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
XX век – век военных и революционных потрясений – вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии и публицистике.
Анна Ахматова. « Я научила женщин говорить». «Я смертельна для тех, кто нежен и юн. Я птица печали. Я – Гамаюн».
Сравнить жизни и судьбы двух Великих поэтесс серебряного века. Раскрыть творческие успехи и неудачи творчества поэтесс. Уточнить представление о творчестве.
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.
Поэзия серебряного века. Поэты серебряного века - это целые созвездия в русской национальной стихийной галактике. Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус,
Ахматова Анна Андреевна ( ). Ахматова Анна Андреевна(Горенко) русский поэт, переводчик, литературовед. Родилась 11 июня 1889г. Под Одессой. Через.
Художествен ный мир Анны Ахматовой. Тема любви в творчестве Ахматовой.
Транксрипт:

ЧАС ПАМЯТИ, ЧАС ПАМЯТИ, П О С В Я Щ Е Н Н Ы Й СУДЬБАМ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов и писателей русской эмиграции. ОБУЧАЮЩАЯ: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов и писателей русской эмиграции. РАЗВИВАЮЩАЯ: ввести в эмоционально сложную атмосферу творчества эмигрантов, помочь увидеть истоки, питавшие поэтов и писателей, раскрыть трагедию их одиночества. РАЗВИВАЮЩАЯ: ввести в эмоционально сложную атмосферу творчества эмигрантов, помочь увидеть истоки, питавшие поэтов и писателей, раскрыть трагедию их одиночества. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: привить вдумчивое, бережное отношение к художественному слову, сформировать нравственные ценности. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: привить вдумчивое, бережное отношение к художественному слову, сформировать нравственные ценности.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «И Н Т Е Л Л Е К Т К Л А С СА» ДЕКАДЕНТ (от лат. «упадок») – представитель кризисных, упадочных явлений в искусстве конца Х1Х – начала ХХ вв. Характерные черты – настроения упадка, безнадежности, равнодушия или неприятия окружающей жизни. МОДЕРНИЗМ (от фр. «современный») – совокупность авангардистских направлений в искусстве ХХ в. НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ – ежегодные международные премии, названные в честь их учредителя, шведского инженера-химика, изобретателя и промышленника Альфреда Бернхарда Нобеля НОСТАЛЬГИЯ – тоска по родине. ТОТАЛИТАРИЗМ – государственный режим полного контроля над всеми сферами жизни общества, с фактической ликвидацией демократических прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. ЭМИГРАНТ – (от лат. «переселяться») – лицо, выселившееся из своей страны по тем или иным причинам.

И ЗВУЧНО, ГОРДО, ВЕЛИЧАВО ИХ ЛИКИ В ПАМЯТИ ВСТАЮТ А. БЛОК А. БЛОК А.БЕЛЫЙ А.БЕЛЫЙ И.БУНИН И.БУНИН О.МАНДЕЛЬШТАМ О.МАНДЕЛЬШТАМ А.АХМАТОВА А.АХМАТОВА Н.ГУМИЛЕВ Н.ГУМИЛЕВ С.ЕСЕНИН С.ЕСЕНИН М.ЦВЕТАЕВА М.ЦВЕТАЕВА И.СЕВЕРЯНИН… И.СЕВЕРЯНИН… СИМВОЛИСТЫ, СИМВОЛИСТЫ, АКМЕИСТЫ, АКМЕИСТЫ, А.АВЕРЧЕНКО А.АВЕРЧЕНКО М..АЛДАНОВ. М..АЛДАНОВ. Л.АНДРЕЕВ Л.АНДРЕЕВ К.БАЛЬМОНТ К.БАЛЬМОНТ Г. ИВАНОВ Г. ИВАНОВ З.ГИППИУС З.ГИППИУС А.КУПРИН А.КУПРИН И.ШМЕЛЕВ И.ШМЕЛЕВ В.НАБОКОВ… В.НАБОКОВ… ФУТУРИСТЫ, ИМАЖИНИСТЫ… ФУТУРИСТЫ, ИМАЖИНИСТЫ…

НАС РАСКИДАЛО, КАК В МОРЕ ЛЬДИНЫ, НАС РАСКИДАЛО, КАК В МОРЕ ЛЬДИНЫ, РАСКОЛОШМАТИЛО, НО НЕ РАЗБИВ. КУЛЬТУРА РУССКАЯ ВСЕГДА ЕДИНА, А ЛИШЬ ИСПЫТЫВАЕТСЯ НА РАЗРЫВ. А ЛИШЬ ИСПЫТЫВАЕТСЯ НА РАЗРЫВ. Е.ЕВТУШЕНКО Е.ЕВТУШЕНКО

НЕТ, Я НЕ БЕЖЕНЕЦ, И Я НЕ ЭМИГРАНТ – ТЕБЕ, РОДИТЕЛЬНИЦА, РУССКИЙ МОЙ ТАЛАНТ, И ВСЯ ДУША МОЯ, ВСЯ МЫСЛЬ МОЯ ВЕРНА ТЕБЕ. НА ЖИЗНЬ МЕНЯ ОБРЕКШАЯ СТРАНА! И.СЕВЕРЯНИН И.СЕВЕРЯНИН

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН МНЕ ПОРА ОБРАТНО ЕХАТЬ В РУСЬ. ПЕРСИЯ! ТЕБЯ ЛИ ПОКИДАЮ? НАВСЕГДА С ТОБОЮ РАССТАЮСЬ ИЗ ЛЮБВИ К РОДИМОМУ МНЕ КРАЮ? МНЕ ПОРА ОБРАТНО ЕХАТЬ В РУСЬ.

ИВАН БУНИН У ПТИЦЫ ЕСТЬ ГНЕЗДО, У ЗВЕРЯ ЕСТЬ НОРА, КАК ГОРЬКО БЫЛО СЕРДЦУ МОЛОДОМУ, КОГДА Я УХОДИЛ С ОТЦОВСКОГО ДВОРА, СКАЗАТЬ ПРОСТИ РОДНОМУ ДОМУ.

ИВАН БУНИН ПОЛДЕНЬ. БЕРЕЗОВЫЙ ОТСВЕТ ПОКОЯ. В НЕБЕ РОССИЙСКИЕ КУПОЛА. И ОБЛАКА, БУДТО БЕЛЫЕ КОНИ, МЧАТСЯ НАД СЕН-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА… Ы

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН ИЫ ПОТЕРЯЛ СВОЮ РОССИЮ. ТЕБЯ СУДЬБИНА НЕ БЕЗ ПРОТИВОПОСТАВИЛ ЛИ СТИХИЮ ПРИЧИНЫ. ДОБРА СТИХИИ МРАЧНОЙ ЗЛА? ЧТО ТОЛКУ ОХАТЬ И НЕТ? ТАК УМОЛКНИ: УВЕЛА ТУЖИТЬ - РОССИЮ НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ!

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ ЗА СТОЛЬКО ЛЕТ ТАКОГО МАЯНЬЯ ЗА СТОЛЬКО ЛЕТ ТАКОГО МАЯНЬЯ ПО ГОРОДАМ ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ ПО ГОРОДАМ ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ ЕСТЬ ОТ ЧЕГО ПРИЙТИ В ОТЧАЯНЬЕ. ЕСТЬ ОТ ЧЕГО ПРИЙТИ В ОТЧАЯНЬЕ. И МЫ В ОТЧАЯНЬЕ ПРИШЛИ. И МЫ В ОТЧАЯНЬЕ ПРИШЛИ. БЫЛО ВСЕ - И ТЮРЬМА, И СУМА. БЫЛО ВСЕ - И ТЮРЬМА, И СУМА. В ОБЛАДАНИИ ПОЛНОМ УМА, В ОБЛАДАНИИ ПОЛНОМ УМА, В ОБЛАДАНИИ ПОЛНОМ ТАЛАНТА, В ОБЛАДАНИИ ПОЛНОМ ТАЛАНТА, С РАСПРОКЛЯТОЙ СУДЬБОЙ ЭМИГРАНТА С РАСПРОКЛЯТОЙ СУДЬБОЙ ЭМИГРАНТА УМИРАЮ… УМИРАЮ… ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ, ЧТО ВИДЕЛ ВО СНЕ – ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ, ЧТО ВИДЕЛ ВО СНЕ – С ИЗГНАНЬЕМ, ЛЮБОВЬЮ К ТЕБЕ И ГРЕХАМИ. С ИЗГНАНЬЕМ, ЛЮБОВЬЮ К ТЕБЕ И ГРЕХАМИ. НО Я НЕ ЗАБЫЛ, ЧТО ОБЕЩАНО МНЕ НО Я НЕ ЗАБЫЛ, ЧТО ОБЕЩАНО МНЕ ВОСКРЕСНУТЬ. ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ – СТИ ХАМИ. ВОСКРЕСНУТЬ. ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ – СТИ ХАМИ.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА НО С КАЛУЖСКОГО ХОЛМА МНЕ ОТКРЫЛАСЯ ОНА – ДАЛЬ – ТРИДЕВЯТАЯ ЗЕМЛЯ! ЧУЖБИНА, РОДИНА МОЯ! ДАЛЬ, ПРИРОЖДЕННАЯ, КАК БОЛЬ, ДАЛЬ, ПРИРОЖДЕННАЯ, КАК БОЛЬ, НАСТОЛЬКО РОДИНА И СТОЛЬ НАСТОЛЬКО РОДИНА И СТОЛЬ РОК, ЧТО ПОВСЮДУ, ЧЕРЕЗ ВСЮ РОК, ЧТО ПОВСЮДУ, ЧЕРЕЗ ВСЮ ДАЛЬ – ВСЮ ЕЕ С СОБОЙ НЕСУ! ДАЛЬ – ВСЮ ЕЕ С СОБОЙ НЕСУ! ДАЛЬ, ОТДАЛИВШАЯ МНЕ БЛИЗЬ, ДАЛЬ, ОТДАЛИВШАЯ МНЕ БЛИЗЬ, ДАЛЬ, ГОВОРЯЩАЯ: «ВЕРНИСЬ ДАЛЬ, ГОВОРЯЩАЯ: «ВЕРНИСЬ ДОМОЙ!» СО ВСЕХ – ДО ГОРНЫХ ЗВЕЗД – ДОМОЙ!» СО ВСЕХ – ДО ГОРНЫХ ЗВЕЗД – МЕНЯ СНИМАЮЩАЯ МЕСТ! МЕНЯ СНИМАЮЩАЯ МЕСТ!

ВЛАДИМИР НАБОКОВ НАШ ДОМ НА ЧУЖБИНЕ СЛУЧАЙНОЙ, НАШ ДОМ НА ЧУЖБИНЕ СЛУЧАЙНОЙ, ГДЕ МИРЕН ИЗГНАНИЯ СОН, ГДЕ МИРЕН ИЗГНАНИЯ СОН, КАК ВЕТРОМ, КАК МОРЕМ, КАК КАК ВЕТРОМ, КАК МОРЕМ, КАК ТАЙНОЙ, ТАЙНОЙ, РОССИЕЙ ВСЕГДА ОКРУЖЕН. РОССИЕЙ ВСЕГДА ОКРУЖЕН. О. НЕТ. ТО НЕ РЕБРА – О. НЕТ. ТО НЕ РЕБРА – - ЭТА БОЛЬ, ЭТОТ АД – - ЭТА БОЛЬ, ЭТОТ АД – ЭТО РУССКИЕ СТРУНЫ ЭТО РУССКИЕ СТРУНЫ В СТАРОЙ ЛИРЕ БОЛЯТ. В СТАРОЙ ЛИРЕ БОЛЯТ.

БОРИС ПАСТЕРНАК «ДОКТОР ЖИВАГО»

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

АННА АХМАТОВА МНЕ ГОЛОС БЫЛ. ОН ЗВАЛ УТЕШНО, ОН ГОВОРИЛ: «ИДИ СЮДА, ОСТАВЬ СВОЙ КРАЙ ГЛУХОЙ И ГРЕШНЫЙ, ОСТАВЬ РОССИЮ НАВСЕГДА…». (…) НО РАВНОДУШНО И СПОКОЙНО РУКАМИ Я ЗАМКНУЛА СЛУХ, ЧТОБ ЭТОЙ РЕЧЬЮ НЕДОСТОЙНОЙ НЕ ОСКВЕРНИЛСЯ СКОРБНЫЙ ДУХ.

ИОСИФ БРОДСКИЙ НИ СТРАНЫ, НИ ПОГОСТА НЕ ХОЧУ НИ СТРАНЫ, НИ ПОГОСТА НЕ ХОЧУ ВЫБИРАТЬ. ВЫБИРАТЬ. НА ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ Я НА ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ Я ПРИДУ УМИРАТЬ. ПРИДУ УМИРАТЬ. ТВОЙ ФАСАД ТЕМНО-СИНИЙ Я ТВОЙ ФАСАД ТЕМНО-СИНИЙ Я ВПОТЬМАХ НЕ НАЙДУ. ВПОТЬМАХ НЕ НАЙДУ. МЕЖДУ ВЫЦВЕТШИХ ЛИНИЙ НА МЕЖДУ ВЫЦВЕТШИХ ЛИНИЙ НА АСФАЛЬТ УПАДУ. АСФАЛЬТ УПАДУ.

НАС РАСКИДАЛО,КАК В МОРЕ ЛЬДИНЫ, РАСКОЛОШМАТИЛО, НО НЕ РАЗБИВ. КУЛЬТУРА РУССКАЯ ВСЕГДА ЕДИНА И ЛИШЬ ИСПЫТЫВАЕТСЯ НА РАЗРЫВ. КУПРИН ВЕРНУЛСЯ, ЧТОБ УМЕРЕТЬ, КУПРИН ВЕРНУЛСЯ, ЧТОБ УМЕРЕТЬ, КАК ПОД ОБЛОЖКОЙ ВЕРНУЛСЯ БУНИН, КАК ПОД ОБЛОЖКОЙ ВЕРНУЛСЯ БУНИН, НАМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ И ВПРЕДЬ, И ВПРЕДЬ, НАМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ И ВПРЕДЬ, И ВПРЕДЬ, ХОТЬ СКРОЙСЯ В МЕККУ, ХОТЬ ПРЫГНИ В ЛЕНУ, ХОТЬ СКРОЙСЯ В МЕККУ, ХОТЬ ПРЫГНИ В ЛЕНУ, В КИШКАХ РОССИЯ. НЕ ВЫДРАТЬ! ШИШ! В КИШКАХ РОССИЯ. НЕ ВЫДРАТЬ! ШИШ! НЕВОЗВРАЩЕНСТВА В РОССИЮ НЕТУ. НЕВОЗВРАЩЕНСТВА В РОССИЮ НЕТУ. ИЗ СЕРДЦА СОБСТВЕННОГО НЕ СБЕЖИШЬ. ИЗ СЕРДЦА СОБСТВЕННОГО НЕ СБЕЖИШЬ. С НЕЙ НЕ РАССТАТЬСЯ, НЕ РАЗВЯЗАТЬСЯ. С НЕЙ НЕ РАССТАТЬСЯ, НЕ РАЗВЯЗАТЬСЯ. БУДЬ ОНА ПРОКЛЯТА ПО НЕЙ ТОСКА БУДЬ ОНА ПРОКЛЯТА ПО НЕЙ ТОСКА ВЦЕПИЛАСЬ БУДТО РЕПЕЙ РЯЗАНСКИЙ, ВЦЕПИЛАСЬ БУДТО РЕПЕЙ РЯЗАНСКИЙ, В СУКНО ПАРИЖСКОГО ПИДЖАКА. В СУКНО ПАРИЖСКОГО ПИДЖАКА. НО ЕСЛИ В КНИГАХ РОДНАЯ ПАСМУРЬ НО ЕСЛИ В КНИГАХ РОДНАЯ ПАСМУРЬ И СКРИП ДО БОЛИ РОДНОЙ, В ИЗБЕ, И СКРИП ДО БОЛИ РОДНОЙ, В ИЗБЕ, ТАКАЯ КНИГА – КАК РУССКИЙ ПАСПОРТ, ТАКАЯ КНИГА – КАК РУССКИЙ ПАСПОРТ, КОТОРЫЙ ВЫПИСАН САМ СЕБЕ. КОТОРЫЙ ВЫПИСАН САМ СЕБЕ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА Ч Е Л О В Е К А В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ» СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.А АХМАТОВОЙ СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО В.Т.ШАЛАМОВА