Б ЛОК А ЛЕКСАНДР А ЛЕКСАНДРОВИЧ
Б ИОГРАФИЯ Мать Блока дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Вскоре после рождения Александра мать поэта уходит от мужа, варшавского юриста Александра Львовича Блока ( ) и в 1889 году вторично выходит замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, при этом оставляя сыну фамилию первого мужа. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В этот же год Александр Блок отдан в Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В 1897 на похоронах в Петербурге встретился с Вл. Соловьевым.
В 1898 ГОДУ ОКОНЧИЛ ГИМНАЗИЮ, ПОСТУПИЛ НА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ П ЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Ч ЕРЕЗ ТРИ ГОДА ПЕРЕВЕЛСЯ НА СЛАВЯНО - РУССКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО - ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА, КОТОРОЕ ОКОНЧИЛ В 1906 ГОДУ. В УНИВЕРСИТЕТЕ Б ЛОК ЗНАКОМИТСЯ С С ЕРГЕЕМ Г ОРОДЕЦКИМ И С А ЛЕКСЕЕМ Р ЕМИЗОВЫМ. В ЭТО ВРЕМЯ ТРОЮРОДНЫЙ БРАТ ПОЭТА, ВПОСЛЕДСТВИИ СВЯЩЕННИК С ЕРГЕЙ М ИХАЙЛОВИЧ С ОЛОВЬЁВ ( МЛАДШИЙ ), СТАНОВИТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ БЛИЗКИХ ДРУЗЕЙ МОЛОДОГО Б ЛОКА.
В 1903 ГОДУ Б ЛОК ЖЕНИЛСЯ НА Л ЮБОВИ М ЕНДЕЛЕЕВОЙ, ДОЧЕРИ Д. И. М ЕНДЕЛЕЕВА, ГЕРОИНЕ ЕГО ПЕРВОЙ КНИГИ СТИХОВ «С ТИХИ О П РЕКРАСНОЙ Д АМЕ ». И ЗВЕСТНО ЧТО А ЛЕКСАНДР Б ЛОК ИСПЫТЫВАЛ К ЖЕНЕ СИЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, НО ПЕРИОДИЧЕСКИ ПОДДЕРЖИВАЛ СВЯЗИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЖЕНЩИНАМИ : ОДНО ВРЕМЯ ЭТО БЫЛА АКТРИСА Н АТАЛЬЯ Н ИКОЛАЕВНА В ОЛОХОВА, ПОТОМ ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА А НДРЕЕВА - Д ЕЛЬМАС. Л ЮБОВЬ Д МИТРИЕВНА ТОЖЕ ПОЗВОЛЯЛА СЕБЕ УВЛЕЧЕНИЯ. Н А ЭТОЙ ПОЧВЕ У Б ЛОКА ВОЗНИК КОНФЛИКТ С А НДРЕЕМ Б ЕЛЫМ, ОПИСАННЫЙ В ПЬЕСЕ «Б АЛАГАНЧИК ». Б ЕЛЫЙ, СЧИТАВШИЙ М ЕНДЕЛЕЕВУ ВОПЛОЩЕНИЕМ П РЕКРАСНОЙ Д АМЫ, БЫЛ СТРАСТНО ВЛЮБЛЁН В НЕЁ, НО ОНА НЕ ОТВЕТИЛА ЕМУ ВЗАИМНОСТЬЮ. В ПРОЧЕМ, ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ Б ЛОКОВ НАЛАДИЛИСЬ, И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПОЭТ БЫЛ ВЕРНЫМ МУЖЕМ Л ЮБОВИ Д МИТРИЕВНЫ.
В 1909 ГОДУ ПРОИСХОДИТ ДВА ТЯЖЁЛЫХ СОБЫТИЯ В СЕМЬЕ Б ЛОКА : УМИРАЕТ РЕБЁНОК Л ЮБОВИ Д МИТРИЕВНЫ И УМИРАЕТ ОТЕЦ Б ЛОКА. Ч ТОБЫ ПРИЙТИ В СЕБЯ Б ЛОК СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ УЕЗЖАЮТ ОТДОХНУТЬ В И ТАЛИЮ. З А ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ Б ЛОКА ИЗБРАЛИ В ОБЩЕСТВО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЛОСЬ «А КАДЕМИЕЙ ». В НЕЙ ПОМИМО НЕГО СОСТОЯЛИ В АЛЕРИЙ Б РЮСОВ, М ИХАИЛ К УЗМИН, В ЯЧЕСЛАВ И ВАНОВ, И ННОКЕНТИЙ А ННЕНСКИЙ. В 1912 ГОДУ Б ЛОК НАПИСАЛ ДРАМУ «Р ОЗА И К РЕСТ ». П ЬЕСА ПОНРАВИЛАСЬ К. С ТАНИСЛАВСКОМУ И В. Н ЕМИРОВИЧУ -Д АНЧЕНКО, НО ДРАМУ ТАК И НЕ ПОСТАВИЛИ В ТЕАТРЕ.
7 ИЮЛЯ 1916 ГОДА Б ЛОКА ПРИЗВАЛИ НА СЛУЖБУ В ИНЖЕНЕРНУЮ ЧАСТЬ В СЕРОССИЙСКОГО З ЕМСКОГО С ОЮЗА. П ОЭТ СЛУЖИЛ В Б ЕЛАРУСИ. П О СОБСТВЕННОМУ ПРИЗНАНИЮ В ПИСЬМЕ МАТЕРИ, ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ЕГО ОСНОВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ БЫЛИ « КУШАТЕЛЬНЫЕ И ЛОШАДИНЫЕ ». Ф ЕВРАЛЬСКУЮ И О КТЯБРЬСКУЮ РЕВОЛЮЦИИ Б ЛОК ВСТРЕТИЛ СО СМЕШАННЫМИ ЧУВСТВАМИ. О Н ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЭМИГРАЦИИ, СЧИТАЯ, ЧТО ДОЛЖЕН БЫТЬ С Р ОССИЕЙ В ТРУДНОЕ ВРЕМЯ. В НАЧАЛЕ МАЯ 1917 ГОДА БЫЛ ПРИНЯТ НА РАБОТУ В «Ч РЕЗВЫЧАЙНУЮ СЛЕДСТВЕННУЮ КОМИССИЮ ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОЗАКОННЫХ ПО ДОЛЖНОСТИ ДЕЙСТВИЙ БЫВШИХ МИНИСТРОВ, ГЛАВНОУПРАВЛЯЮЩИХ И ПРОЧИХ ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КАК ГРАЖДАНСКИХ, ТАК И ВОЕННЫХ И МОРСКИХ ВЕДОМСТВ » В ДОЛЖНОСТИ РЕДАКТОРА. В АВГУСТЕ Б ЛОК НАЧАЛ ТРУДИТЬСЯ НАД РУКОПИСЬЮ, КОТОРУЮ ОН РАССМАТРИВАЛ, КАК ЧАСТЬ БУДУЩЕГО ОТЧЁТА Ч РЕЗВЫЧАЙНОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ И КОТОРАЯ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ «Б ЫЛОЕ » ( 15, 1919 Г.), И В ВИДЕ КНИЖКИ ПОД НАЗВАНИЕМ «П ОСЛЕДНИЕ ДНИ И МПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ » (П ЕТРОГРАД, 1921 В НАЧАЛЕ 1920 ГОДА УМИРАЕТ Ф РАНЦ Ф ЕЛИКСОВИЧ К УБЛИЦКИЙ -П ИОТТУХ ОТ ВОСПАЛЕНИЯ ЛЁГКИХ. Б ЛОК ЗАБРАЛ К СЕБЕ ЖИТЬ СВОЮ МАТЬ. Н О ОНА И ЖЕНА Б ЛОКА НЕ ЛАДИЛИ МЕЖДУ СОБОЙ.
Т ВОРЧЕСТВО Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1905), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», ), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл ), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», ) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл ; цикл «Ямбы», ; поэма «Возмездие», ). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» ( ).
ПАРАДОКСАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ МИСТИЧЕСКОГО И БЫТОВОГО, ОТРЕШЁННОГО И ПОВСЕДНЕВНОГО ВООБЩЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ВСЕГО ТВОРЧЕСТВА Б ЛОКА В ЦЕЛОМ. Э ТО ЕСТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ И ЕГО ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ЕГО СОБСТВЕННОГО, Б ЛОКОВСКОГО СИМВОЛИЗМА. О СОБЕННО ХАРАКТЕРНЫМ В ЭТОЙ СВЯЗИ ВЫГЛЯДИТ СТАВШЕЕ ХРЕСТОМАТИЙНЫМ КЛАССИЧЕСКОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ ТУМАННОГО СИЛУЭТА «Н ЕЗНАКОМКИ » И « ПЬЯНИЦ С ГЛАЗАМИ КРОЛИКОВ ». Б ЛОК ВООБЩЕ БЫЛ КРАЙНЕ ЧУВСТВИТЕЛЕН К ПОВСЕДНЕВНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ И ЗВУКАМ ОКРУЖАЮЩЕГО ЕГО ГОРОДА И АРТИСТОВ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЛСЯ И КОТОРЫМ СИМПАТИЗИРОВАЛ. В ЭТОМ СМЫСЛЕ ОН БЫЛ, ТАК СКАЗАТЬ, ПОЭТОМ БЕЗ КОЖИ. Д О РЕВОЛЮЦИИ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХОВ Б ЛОКА УБАЮКИВАЛА АУДИТОРИЮ, ПОГРУЖАЛА ЕЁ В НЕКИЙ СОМНАМБУЛИЧЕСКИЙ СОН. П ОТОМ В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЯВИЛИСЬ ИНТОНАЦИИ ОТЧАЯННЫХ, ХВАТАЮЩИХ ЗА ДУШУ ЦЫГАНСКИХ ПЕСЕН ( СЛЕД ЧАСТЫХ ПОСЕЩЕНИЙ КАФЕШАНТАНОВ И КОНЦЕРТОВ ЭТОГО ЖАНРА )
О КТЯБРЬСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ Б ЛОК ПЫТАЛСЯ ОСМЫСЛИТЬ НЕ ТОЛЬКО В ПУБЛИЦИСТИКЕ, НО И, ЧТО ОСОБЕННО ПОКАЗАТЕЛЬНО, В СВОЕЙ НЕ ПОХОЖЕЙ НА ВСЁ ПРЕДЫДУЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО ПОЭМЕ «Д ВЕНАДЦАТЬ » (1918). Э ТО ЯРКОЕ И В ЦЕЛОМ НЕДОПОНЯТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СТОИТ СОВЕРШЕННО ОСОБНЯКОМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С ЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И ВЫЗЫВАЛО СПОРЫ ( КАК СЛЕВА, ТАК И СПРАВА ) В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО XX ВЕКА. К АК ЭТО НИ СТРАННО, НО КЛЮЧ К РЕАЛЬНОМУ ПОНИМАНИЮ ПОЭМЫ МОЖНО НАЙТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОПУЛЯРНОГО В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ П ЕТРОГРАДЕ, А НЫНЕ ПОЧТИ ЗАБЫТОГО ШАНСОНЬЕ И ПОЭТА М. Н. С АВОЯРОВА, В ПРИЯТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С КОТОРЫМ Б ЛОК СОСТОЯЛ В ГОДАХ И КОНЦЕРТЫ КОТОРОГО ПОСЕЩАЛ ДЕСЯТКИ РАЗ. Е СЛИ СУДИТЬ ПО ПОЭТИЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ ПОЭМЫ «Д ВЕНАДЦАТЬ », Б ЛОК ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ СИЛЬНО ИЗМЕНИЛСЯ, ЕГО ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СТИЛЬ СТАЛ ПОЧТИ НЕУЗНАВАЕМЫМ. И, ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ОН ИСПЫТАЛ НА СЕБЕ ВЛИЯНИЕ ПЕВЦА, ПОЭТА И ЭКСЦЕНТРИКА, М ИХАИЛА С АВОЯРОВА. П О СЛОВАМ АКАДЕМИКА В ИКТОРА Ш КЛОВСКОГО, ПОЭМУ «Д ВЕНАДЦАТЬ » ВСЕ ДРУЖНО ОСУДИЛИ И МАЛО КТО ПОНЯЛ ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО Б ЛОКА СЛИШКОМ ПРИВЫКЛИ ПРИНИМАТЬ ВСЕРЬЁЗ И ТОЛЬКО ВСЕРЬЁЗ
«Д ВЕНАДЦАТЬ » ИРОНИЧЕСКАЯ ВЕЩЬ. О НА НАПИСАНА ДАЖЕ НЕ ЧАСТУШЕЧНЫМ СТИЛЕМ, ОНА СДЕЛАНА « БЛАТНЫМ » СТИЛЕМ. С ТИЛЕМ УЛИЧНОГО КУПЛЕТА ВРОДЕ САВОЯРОВСКИХ
П ЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ И СУДЬБЫ Р ОССИИ СОПРОВОЖДАЛОСЬ ДЛЯ Б ЛОКА ГЛУБОКИМ ТВОРЧЕСКИМ КРИЗИСОМ, ДЕПРЕССИЕЙ И ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ БОЛЕЗНЬЮ. П ОСЛЕ ВСПЛЕСКА ЯНВАРЯ 1918 ГОДА, КОГДА БЫЛИ РАЗОМ СОЗДАНЫ «С КИФЫ » И «Д ВЕНАДЦАТЬ », Б ЛОК СОВСЕМ ПЕРЕСТАЛ ПИСАТЬ СТИХИ И НА ВСЕ ВОПРОСЫ О СВОЁМ МОЛЧАНИИ ОТВЕЧАЛ : «В СЕ ЗВУКИ ПРЕКРАТИЛИСЬ … Р АЗВЕ ВЫ НЕ СЛЫШИТЕ, ЧТО НИКАКИХ ЗВУКОВ НЕТ ?» А ХУДОЖНИКУ А ННЕНКОВУ, АВТОРУ КУБИСТИЧЕСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ ПОЭМЫ «Д ВЕНАДЦАТЬ », ОН ЖАЛОВАЛСЯ : «Я ЗАДЫХАЮСЬ, ЗАДЫХАЮСЬ, ЗАДЫХАЮСЬ ! М Ы ЗАДЫХАЕМСЯ, МЫ ЗАДОХНЁМСЯ ВСЕ. М ИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МИРОВУЮ ГРУДНУЮ ЖАБУ !»
Дом в Шахматове, в котором поэт жил и работал каждое лето в 1881 – 1916 годах. Рисунок А. Блока