Семинар «Педагогическая компетентность» Профессиональная педагогическая компетентность: понятие, сущность, структура.
Традиционная модель ( когнитивная - знания, умения, навыки) Инновационная модель ( личностно- развивающая ) Задача и миссия учителя (преподавателя) - "передать" знания и опыт предшествующих поколений Неотъемлемое свойство - доминирующая репродуктивная деятельность обучаемых Экстенсивный характер образовательного процесса Длительность обучения Нацеленность на результат Результат образования оценивается в основном количественными показателями Модель более ориентирована на процесс, чем на результат Задача и миссия учителя (преподавателя) - научить получать знания Креативная деятельность обучаемых Интенсивный характер образовательного процесса Нацеленность на непрерывное образование в течение всей жизни Результат образования оценивается качественными показателями (компетенции) Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого
В современном образовании определения понятий "результаты образования", "качество образования" отличаются рассмотрением необходимых компетенций учащихся, которыми они последовательно овладевают на протяжении всех лет обучения. В разных источниках речь идет о разных компетенциях: когнитивная (теоретические и практические знания); функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности); личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации); этическая (наличие личностных и профессиональных ценносте й).
Что касается показателей достижений в образовании, нацеленных на результат, то они значительно превосходят традиционные, ориентированные на знания и умения: навыки устной и письменной коммуникации; основы математики и естественных наук; умение работать с информационными технологиями; критическое мышление; потребность в непрерывном образовании; умение работать в группах; творчество, инициативность; самодисциплинированность; способность к постоянной работе, требующей значительных усилий; способность получать удовлетворение от своей работы; ориентированность на результат; способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
Необходимо остановиться на вопросе о трудностях и противоречиях, которые следует преодолевать для достижения более высокого уровня компетентности педагогов профессионалов: недостаточное внимание общества и государства к проблемам подрастающего поколения и системы образования, воспитания; неразработанность многих проблем педагогической наукой (она отстает от жизни и ее проблем, хотя должна опережать); семья - в чем-то опережающая школу, в чем-то консервативнее школы; некомпетентность педагогических кадров; адаптивность детей, неспособность достойно самоактуали- зироваться, самоутвердиться, встать на защиту своих интересов.
Реализация компетентностного подхода в образовательном учреждении Приоритетными направлениями реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении являются: управление здоровьесберегающим образовательным процессом. - приоритетность сохранения и укрепления физического, психического, социального здоровья подрастающего поколения; - пропаганда здорового образа жизни; - мониторинг состояния здоровья учащихся; - мобильные управленческие решения, направленные на коррекцию получаемых результатов и повышение эффективности и результативности здоровьесберегающего образовательного пространства; достижение нового качества образования: - совершенствование учебного плана; - развитие и совершенствование образовательного сообщества как условие формирования социально-активной среды образовательного учреждения;
информатизация образовательного пространства: - знание норм и правил различных видов коммуникации; - знание информационных технологий; - умение применять различные источники информации; - определенный уровень коммуникативной компетентности; - понимание ценности информации и информационного взаимодействия; - подготовка учащихся к жизни и профессии в условиях информационного общества; - формирование умений применять информационные технологии для решения практических задач.
Компетентность учителя в педагогической деятельности: постановка и решение педагогических задач: - ориентация на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; - изучение педагогической ситуации, принятие решений; - объединение обучающих, воспитательных и развивающих задач; - осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования; - владение педагогической технологией, умение подчинять выбор средств целям развития учащихся; - построение урока как системы познавательных задач;
организация учебной деятельности учащихся: - выделение ключевых идей учебного предмета; - формирование общеучебных и специальных умений и навыков; - осуществление межпредметных связей; - знание возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся, выявление зон ближайшего развития школьников, условий перехода с одного уровня на другой, предвидение возможных затруднений; - определение мотивации детей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; - построение программы своей педагогической деятельности с учетом возможных изменений в психическом развитии учащихся; - применение наиболее оптимальных в данной педагогической ситуации приемов и форм обучения и воспитания; - сравнение и обобщение педагогических ситуаций, комбинирование приемов; - применение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению детей, организация их самостоятельной учебной деятельности, поиск разных способов решения поставленных задач.
Компетентность учителя в сфере педагогического общения: постановка задач общения: - взаимообмен информацией учителя и учащихся; - взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения; - мобилизация резервов участников общения; - разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога; владение приемами организации взаимодействия, общения с учениками: - преимущественное использование организующих (по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействий; - преобладание демократического стиля общения (в отличие от авторитарного и либерального); - способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации; - умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III – VI видов обеспечивает обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
На I ступени общего образования выявляются индивидуальные возможности учащихся. Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также на занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии. Это способствует приобретению уч-ся специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой ориентировке, расширяются знания об окружающем мире специфическими способами.
На II ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.
На III ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебным планом), совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь.