ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ( ФГОС ) ОПЫТ работы МКУОШИ « Мыскаменская ШИС ( П ) ОО » www.standart.edu.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе 1.Цели 2.Технологии 3.Содержания.
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Реализация стандартов второго поколения в «Школе 2100» А.А. Вахрушев, С.А.Козлова 1.
С чем мы вступаем в этот учебный год?. 2 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Панова Н.В., доцент СПб АППО Семинар ГОУ СОШ ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) А.А. Фурсенко.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Реализация ФГОС с помощью комплекса технологий деятельностного типа опыт Образовательной системы «Школа 2100»
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Осуществление системно- деятельностного подхода при проведении уроков математики.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ОПЫТ Образовательной системы «Школа 2100»
«Обновление содержания и технологий обучения и воспитания начальной школы посредством введения ФГОС НОО»
Примерная основная образовательная программа НОО Требования к кадрам и т.п. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ( ФГОС ) ОПЫТ работы МКУОШИ « Мыскаменская ШИС ( П ) ОО »

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? 2 Традиционный взгляд : Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат ? ГОС. СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС. СТАНДАРТ 2004 г.: «… ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности » Как меняются требования к результату ? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное ФГОС 2009–2012 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

Составим план решения проблемы : КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? 1. Зачем учить ? ( Цель ) 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос : Зачем учить ? ( Цель ) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики)

Готова ли школа к новому результату или продолжаем « давать знания »? 4

Что мешает учителю работать на новый результат ? 5 Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации

Что мешает всей школе работать на новый результат ? 6 ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»

УМК « ШКОЛА Росии »? 7

Система « Школа России » - взгляд изнутри Образовательная программа «Школа России». Направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Единые технологии ( проблемный подход): организациия учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода. Комплект учебников и пособий по всем предметам (начальная школа – основная школа)

1. ЗАЧЕМ УЧИТЬ ? ( ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ) ( ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ )

Предметные результаты знания умения опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций интересы мотивации толерантность ФГОС (2008–09) : НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

Что о цели говорят родители ? Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье

Цель образования Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей

КАК сделать ? Простроить цели до конкретных действий на уроке 13 « Главное не знания, а умение ими пользоваться » ( академик А. А. Леонтьев,1995 г.) Функционально грамотная личность Общеучебные умения организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизн.задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения

Общеучебные умения – самое главное, что остается после школы – Организационные – умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность – Интеллектуальные – умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор – Коммуникативные – умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Нравственное, гражданское самоопределение Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Литература как система образов Роль жизни Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Цели предметов – линии развития Физика Общие законы природы Сведения на матем.языке Математика Логические рассуждения

2. ЧЕМУ УЧИТЬ ? ( СОДЕРЖАНИЕ ) ( ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ )

ФГОС: изменение подходов к содержанию – Вместо перечня информации – способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. «Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта» Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие программы учителей Обязательная часть Части, формируемые участниками образовательного процесса Информа- ционное ядро

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования ? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания. ПРИМЕР: Телешоу «Кто умнее пятиклассника?» Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

3. КАК УЧИТЬ ? ( ТЕХНОЛОГИЯ ) ( ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ )

ФГОС: что оценивается как результат образования? 20 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий требует коренной переработки КИМов (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) 12 Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы ! А учит ли этому школа ? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д / з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1.Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Традиционный урок 1. Проверка д / з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. 22 Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель: обучить самостоятельному решению проблем. Средство: открытие знаний вместе с детьми.

Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог ? 23 1.Организационные – умение решать проблемы 2.Коммуникативные – вести диалог 3.Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

24 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ. ЖИЗНЬ:

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста ? 25 Это вычитывание трех видов текстовой информации : фактуальной ( о чем в тексте сообщается в явном виде ) подтекстовой ( о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается « между строк ») концептуальной ( основная идея текста, его главный смысл )

26 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельности (с 1999 г.) Цель – понимание текстов. Средство – три этапа работы с любым текстом.

Пример работы с текстом 27 Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было 4 года. Мама одевала его, кормила с ложечки и водила гулять за ручку. К Однажды мама одела его, поставила на ножки, но Петя упал. В Мама позвала папу, доктора, но никто не мог понять, почему Петя падает. И тут прибежал Петин друг Коля. – А я знаю, почему Петя падает! У него же две ноги в одной штанине. А я сам одеваюсь и со мной такого не случается. П – Я тоже теперь буду сам одеваться, – сказал Петя. И никаких глупых историй с ним больше не произошло. О чем этот текст? (Фактуальная инф.) Что можете сказать о Пете, о маме, взрослых? (Подтекстовая инф.) Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ? (Концептуальная инф.) М.Зощенко Глупая история В (в сокращении)

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке ( чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту ) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения ( заглавие, выделенные слова и т. п.) 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения ( вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения ( или проверка выполнения продуктивного задания к тексту )

Работа с текстом на уроке русского языка 29 Стили речи. Учебно - научный стиль. Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трех целей (В): общение с кем-либо, сообщение чего- нибудь, воздействие на кого-нибудь (П). В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности, которые называются стилями (В): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) (П). 2. Какие это 3 цели? 3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны? Можем предположить, что такое стиль? 1.О чем будет текст? Как вы понимаете значение этого слова?

Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ? 30 1.Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) 2.Интеллектуальные – извлекать информацию из текста 3.Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4.Организационные – умение работать по плану (алгоритму)

Технология оценивания учебных успехов ( мини ) Традиции оценивания ЧТО : Знания – отметкой ( знак в некой системе ) КТО : Учитель 31 ТО учебных успехов ЧТО: Решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Контр. Работы Днев- ники

Правило 2. « САМООЦЕНКА » 32 « Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку ». Алгоритм самооценки ( вопросы к ученику ): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче ( задании )? Какая была цель, что нужно было получить в результате ? 2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой ( какой, в чем )? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью ( кто помогал, в чем )?

Какие общеучебные умения развивает технология оценивания учебных успехов ? 33 1.Организационные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2.Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения 3.Интеллектуальные – логически обосновывать свои выводы 4.Оценочные – толерантное отношение к иным решениям

Спасибо за внимание !