Использование технологии сотрудничества в организации занятий внеурочной деятельности
« Если у одного есть яблоко и у другого есть яблоко, и они поменяются, то у каждого будет по одному яблоку. А если у одного есть идея, и у другого есть, то когда они поменяются – у каждого будет по две идеи » Пьер Абеляр
Сотрудничать участвовать в каком – либо общем деле; совместные с кем – либо действия. Викисловарь Работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. 2. Быть сотрудником (во 2 знач.). Толковый словарь ОжеговаТолковый словарь Ожегова Заниматься какой л. деятельностью совместно с кем- либо. Толковый словарь русского языка Кузнецова
« В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей ». Ш.А. Амонашвили
Технология сотрудничества имеет следующие характеристики: по уровню применения - общепедагогическая технология; по философской основе - гуманистическая; по подходу к ребенку - гуманно-личностная, субъект-субъектная; по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая; по категории обучаемых - массовая. гуманно- личностный подход к ребенку; по классификации – личностно - ориентированная
Технология сотрудничества основывается на организации работы в группах, коллективе!
Преимущества технологии сотрудничества Реализуется принцип демократизма, равенства Создаётся ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого В процессе групповой работы происходит формирование универсальных учебных умений. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи
Общие правила организации групповой работы: - Решите, как будут сформированы группы и какова их наполняемость (часто менять состав групп не стоит, для сплочения группы нужно время, и в то же время периодическое перераспределение учащихся полезно, поскольку помогает им получить опыт совместной деятельности) - Планируйте для групповой работы задания, требующие участия всех членов группы – взаимозависимость (характер заданий должен предусматривать разделение труда, соответствовать возможностям и способностям учеников) - Подробно объясните классу, как будут работать группы, и как вы будете оценивать учащихся - Регулярно контролируйте ход работы в группе.
-Научите группы справляться с теми, кто не хочет или не может сотрудничать (не стоит немедленно принимать меры, если кто-то из детей не захочет работать именно в этой группе, навыки совместной деятельности предполагают умение работать с самыми разными людьми, не зависимо от личных симпатий или антипатий) - Организуйте разбор ошибок (главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия, не стоит высмеивать слишком самоуверенного ребенка или демонстративно поддерживать застенчивого, важно обсудить, чем каждый участник был полезен группе)
I этап – погружение - дает возможность ученику составить свое представление, приобрести свой опыт, построить свой образ. Этот этап ещё называют формирование информационного поля. На этом этапе учащегося подводят к изучению нового материала, предъявляя ему новые знания. II этап – собственно "овладение", освоение нужного способа действия. Он возможен только после полноценной реализации I этапа. На этом этапе идёт отработка полученных знаний, III этап – использование знаний. Здесь возможными становятся для учеников межпредметное погружение, конференция, а также учебные ролевые игры по проблемным вопросам изучения, презентации, тематические вечера, творческие отчеты.
Варианты организации групповой работы : 1 этап « Мозговой штурм » - решение общей проблемы посредством « объединения творческих мыслей » Разбивка на « кластеры » ( блоки идей ) – графическая организация материала, которая помогает понять, что можно сказать по данной теме.
2 этап Прием «пила» Прием Ф. Славина взаимоопрос – учащиеся составляют вопросы по теме, затем могут их задать другим группам трёхступенчатое интервью – партнёры берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей
Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Обучающиеся разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает необходимо поработать. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
Организация приема «пила» участники организуются в группы по 6 человек для работы над материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Метод Ф. Славина Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
3 этап : · пятиминутное эссе в форме «круглого стола» - лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения отчетный концерт «экспресс – конференция» · презентации результатов