Поговорим о культуре «Поведение это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Гете
Чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой ?
Задумайся! Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду. – За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают. – Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Что значит быть культурным человеком? Дикие люди не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким? Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? Быть культурным - это значит соблюдать правила поведения. – вести себя так, чтобы себя не опозорить. – вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»? Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. – Того, который ничему не учился. – Того, которого никто не уважает. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван.
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?
Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».
Страницы истории Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало».
Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: – Быстрее, опаздываю на работу! И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись». – Зачем это? – спросил он. – Для памяти – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться. – Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, – человек махнул рукой, – это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву. – Не нужно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. – Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Притча о лодке
Так будет не всегда Это было во времена гонений на христиан. В одном селении жила семья. Отцу трудно было прокормить семью, хоть он и работал, не покладая рук. Но всю свою печаль он возложил на Господа и верил, что когда-нибудь все изменится к лучшему. Как-то, чтобы и себя, и семью свою подбодрить, выгравировал отец на дощечке слова: "ТАК БУДЕТ НЕ ВСЕГДА". И повесил надпись на видном месте в доме. Прошли годы гонений, и наступило время достатка и свободы. Выросли дети, появились внуки. Собрались они за богато накрытым столом в родительском доме. Старший сын вдруг заметил старую табличку. – Давай снимем, – говорит отцу, – так не хочется вспоминать о тех тяжелых временах. Ведь теперь все позади. – Нет, дети мои, пусть висит. Помните, что и ТАК тоже будет НЕ ВСЕГДА. И учите этому своих детей. Тяжкое время – спасибо за испытания. Легко тебе живется – спасибо за достаток. Только тот умеет быть благодарным, кто всегда помнит о вечности.
Притча о сыне Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что- нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.
Притча. Орел и петух Летал орел в высоте, наслаждался красотою мира и думал: «Я пролетаю большие пространства и вижу горы, моря и реки, луга и леса; вижу множество зверей и птиц; вижу города и как живут люди; а вот деревенский петух ничего не знает, кроме своего двора, где видит всего лишь немного людей; полечу к нему и расскажу о жизни мира». Прилетел орел на крышу дома и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур, и подумал: «Значит, он доволен своею судьбою; но все-таки расскажу ему о том, что знаю я». И стал орел говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух сначала слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орел, видя, что петух ничего не понимает, опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом; а петух, не понимая, что говорит орел, заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Но каждый из них оставался доволен своею судьбою. Так бывает, когда ученый человек говорит с неученым. Один, как орел, летает в высоте и видит весь мир, а другой услаждается или тщеславием, или богатством. И когда они встречаются, то обоим им скучно и тяжело общение.