Овинник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный у русских (преимущественно на Севере) домашний демон (дух). Имеет вид старика. Живет в овине (гумне), оберегает его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти часто дает хороший примолот.
В Архангельских краях подовинник обитает в овине вместе со своей супругой или подругой овинницей, подобно другим домашним духам, живущим в доме м во дворе парами («домовой домовая» или «хозяин с хозяюшкой», «подпольщик подпольщица», «дворовой дворовая», «банщик банщица»). Их зовут также «подовинник батюшка и подовинница матушка». О. иногда дерётся с банником, вообще же он, по народным поверьям, «такой же, как домовой».
Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники. В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь. Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал. Нельзя было работать в овине и в Михайлов день (8/21 ноября); если кто затопит здесь печь раньше Воздвиженья (14/27 сентября), овин сгорит.
Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко! Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!» Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет.
В некоторых местах девушки обращаются к овиннику с расспросами о своей судьбе. Обыкновенно поступают в данном случае таким образом: в ночь на Новый год, между вторыми и третьими петухами, девушка должна одна идти к овину. Здесь она поднимает подол платья на голову и, оголив свой зад, вставляет его в окно сушила. Овинник должен погладить зад рукою. Если овинник погладит зад голою рукою, то девушка будет жить замужем бедно, погладит мохнатою рукою - будет жить богато. Иные в садило суют руку, а по тому и судят, что если никто не тронет, то -в девках сидеть; голой рукою погладит по руке - бедно жить придется замужем, погладит мохнатою рукою - придется жить богато".Увидеть овинника "можно лишь во время Светлой заутрени Христова дня".