Цель занятия: раскрыть понятие «критическое мышление» и его характеристики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
Advertisements

Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Отчёт о работе методического объединения учителей иностранного языка уч. г. Руководитель МО: Демидова Е. А.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
L/O/G/O Использование технологии критического мышления при обучении младших школьников.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Научно – практическая конференция учителей Технология «Развитие критического мышления и ее применение на уроках иностранного языка Учитель: Бабкина Т.А.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Котова Юлия Ивановна, учитель высшей категории МОУ «Карцовская основная общеобразовательная школа»
Технология развития критического мышления Гимназия 111 Пильская М.А. «Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать». Рене Декарт.
Севостьянова Ольга Викторовна. «Метод проектов» «Портфолио» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» «Дебаты» «Сообщество»
«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Транксрипт:

Цель занятия: раскрыть понятие «критическое мышление» и его характеристики

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также мышление оценочное, рефлексивное, это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003)

Готовность к планированию Гибкость Настойчивость Готовность исправлять свои ошибки Осознание Поиск компромиссных решений

Личностная вовлечённость ученика в процесс учения (ученик инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, строит образ и модель своей жизни, проявляет творчество, даёт критическую оценку фактам его любознательность поощряется – главным становится учиться самостоятельно) Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Изобретательность Рефлексия Бытийность Формированность собственного «Я» Ответственность

Помочь обучающимся овладеть способами самостоятельной работы. К. Роджерс : «Никакие усилия не имеют смысла, если знания транслируются в готовом виде учителем, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребёнком»

«Есть только один путь постижения – действовать!» (Паоло Коэльо, «Алхимик») «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я пойму» (китайская народная мудрость).

Открытость своим мыслям и переживаниям способность их адекватно выражать в общении с другими Принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале Педагогический оптимизм Эмпатическое понимание Отношения между учителем и обучающимся: Субьект - Субьектные

…Не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым …Не объём информации, а умение получать её и моделировать …Не потребительство, а созидание и сотрудничество

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Актуализация имеющихся знаний Пробуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Приёмы: составление списка известной информации: рассказ – предположение по ключевым словам; систематизация материала: кластер, таблица; верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т. д. Информация заслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

Получение новой информации Корректировка учеником поставленных целей обучения Приёмы: методы активного чтения: маркировка с использованием значков, двойные дневники, бортовые журналы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. На данной стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).Работа ведётся индивидуально или в парах.

Размышление, рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения Приёмы : установление причинно- следственных связей, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, круглые столы, дискуссии, написание творческих работ и т. д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

находить требующуюся информацию в различных источниках; критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования; систематизировать информацию по заданным признакам; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно; видоизменять объем, форму, знаковую систему информации; находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию; уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д