Тема:,,Традиции и культура христианской семьи,, Юдина Т.М.
,,Нравственное воспитание детей- это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять,что есть три вещи: можно, нельзя и надо.,, В.А.Сухомлинский. Воспитание доброты,честности,справедливости,правдивости- важнейшие нравственные качества детей. Создание в семье здоровой нравственной атмосферы, не допускающей лицеме- рия,лжи,нечестности,фальши в отношениях. Преодоление иждивенческой эгоистической позиции ребёнка в условиях достатка,высокого материального благосостояния семьи. Воспитание у детей скромности и вместе с тем негативного отношения к хвастовству, зазнайству, высокомерию. Формирование у детей выдержки, скромности,терпимости к отдельным человеческим слабостям и непримиримости к злу, зависти,подлости,презрение ко всему недостойному. Научить ребёнка понимать душевное состояние другого чело- века,его боль и тревоги, оказывать бескорыстную помощь и поддержку, быть чутким и внимательным,отзывчивым и сер- дечным. Пробудить у детей потребность заботиться о других, приносить им пользу, радоваться их успехам. Такое воспитание может быть только в православной семье. Христианская семья объединена и скреплена,,духом благодати,, Христианская семья –это вместилище божественной любви. Семья-источник любви для детей.Выросшие в атмосфере люб- ви,дети несут её в себе и дальше, создавая свои семьи,напол- няют этой любовью землю.
В православной семье существуют свои традиции: посещение храма, домашняя молитва,соблюдение постов;па- ломнические поездки; богослужебные праздники и именины; а, кроме того,освящение жизненного цикла семьи в таинствах вен- чания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших. Развитая культура быта верующих имеет и другое наз- вание -,,исповедная практика,, то есть поколениями проверенные формы служения Богу, формы общения со святыней. Частое посещение храма- это возможность общаться с близкими по духу людьми.Здесь благоприятная эмоциональная среда. Какие же добродетели воспитываются в православной семье? Это прежде всего: -взаимопонимание, доброжелательность, внимательность, участие, готовность прийти на помощь, а, если нужно, пожерт- вовать собой. Православная семья воспитывает так, чтобы:,,Духовное око ребёнка открылось на всё значительное и священное в жизни, чтобы его сердце,столь нежное и вос- приимчивое,научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях.,, И.А.Ильин.
Добрая жизнь и христианское поведение в доме, семействе есть основание и корень христианской нравственной жизни. Всякий человек в своём доме,в сво- ём семействе усваивает первые навыки, созидает свой нрав,приучается к худому или доброму поведению, усваивает тот или другой характер. Без сомнения, мы не раз слышали такой отзыв о ком-нибудь : этот человек из хорошей семьи, и сам должен быть хорошим человеком, и, наоборот,этот человек из худой семьи, и сам таков же. И неудивительно ! В добром семейст- ве и дети вырастают добрыми и хорошими, и, наоборот, в худом семействе они портятся. Поэтому добрая домашняя жизнь бывает основанием доброй христианской нравственности. Человек нигде не может так хорошо привыкнуть к исполнению Христовых заповедей, как в своём родном доме. Высшая запо- ведь есть любовь к ближним ; но где можно так усвоить эту заповедь и выка- зать любовь, как не в родном семействе. Тут – то легче всего обнаружится, есть ли у тебя добрые нравы и можешь ли возлюбить ближнего. Если уж ты не любишь родителей,братьев и сестёр, если ты имеешь дурные отношения к ним, то каким образом можешь ты возлюбить чужих людей ? На родителях лежит величайшая ответственность за то, каковы выйдут их де- ти. Помните, родители,отцы и матери семейства, что ваши дети от вас пере- нимают характер, нравы,поведение. К чему вы их приучите – таковы они вый- дут впоследствии. Так бывает в православной семье. В ней родители всегда следят за нравами своих детей, своим примером и наставлениями созидают в них любовь и единство с братьями, ибо они знают, что добрые дети будут их утешением на старости лет, а сами дети всегда будут принимать наставле- ния родителей. Святой Иоанн Златоуст говорит : « Старайтесь такое наследство оставить детям вашим,которое бы ни от чего не могло потерпеть ущерба. Не будем заботиться о том, чтобы собирать день- ги и оставлять их а наследство ; но будем научать их добродетели и просить им благословления от Бога. Ничто не может сравняться с добродетелью !