ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧАТ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
Список основных умений 21 века Ответственность и адаптируемость Коммуникативные умения Творческий потенциал и любознательность Критическое и системное мышление Информационные и мультимедийные умения Сотрудничество и взаимодействие Постановка и решение проблем Саморазвитие Социальная ответственность
мышление психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.
16 УСЛОВИЙ МЫШЛЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ Упорство Управление импульсивностью Сопереживание Гибкость мышления Размышление над нашим мышлением (метапознание) Аккуратность и точность Критичность и постановка проблемы Применение старых знаний в новых ситуациях Ясное и точное мышление и коммуникация Восприятие информации посредством всех органов чувств Творчество, воображение, инновация Удивление Осознанный риск Чувство юмора Взаимозависимое мышление Непрерывное саморазвитие
Мышление высокого уровня
Виды мышления Теоретическое Практическое ПонятийноеОбразное Наглядно- образное Наглядно_действ енное
Как сформировать понятийное мышление? Реализовать обучение, основанное на вопросах … Применять технологии личностно- ориентированного образования … Использовать разнообразные способы оценивания учебных достижений… Широко применять задания на классификацию, систематизацию …
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ критерии педагогической оценки уровня развития понятийного мышления УМЕНИЕ ВЫДЕЛЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ПОНЯТИЕМ
Умение выделять главное определять предмет мысли находить ключевые слова и понятия отделять главное от второстепенного обозначать смысловые опорные пункты в виде тезисов, схем, рисунков, формул
Умение сравнивать Устанавливать цель сравнения знания о сравниваемых объектах (понятиях) выделение оснований для сравнения нахождения сходства и (или) различия вывод из сравнения (обобщения
Умение обобщать выделять главное понятие в здании, понимать его смысл выделять основные характеристики, отношения, факты в изучаемом материале сравнивать их, выделять общее, существенное сделать вывод (сформулировать тенденцию, закономерность, ведущую идею, закон)
Умение работать с понятием осознанное определение системы существенных свойств, по которым производится классификация знание правила распознавания понятий умение осознанно использовать понятия, формулы, правила
Пути формирования понятия дедуктивный (от общего к частному сначала дается теория, затем понятия раскрываются при помощи множества различных фактов, постепенно обогащаются из темы к теме, конкретизируются фактическим материалом. индуктивный (от частного к общему) : Изучение фактов, формирование представлений Выделение существенных признаков, понятий Определение понятия Применение понятия
Возрастные особенности формирования мышления 8-10 лет В этом возрасте происходит первое пробуждение сознания познавательной ценности понятия. на данной ступени развития понятие ребенка обычно содержит специфические, но пока еще конкретные признаки. Развитие сознания существенных признаков происходит на последующей ступени. На данной возрастной ступени в активе развития мышления нужно отметить успех, достигнутый ребенком в деле решения задач по обобщению понятий и, особенно, пониманию логической связи понятий. Когда перед ребенком стоит задача обобщения понятий, то есть когда на основе предложенных понятий нужно составить новое понятие, ребенок делает это путем суммирования, простого арифметического объединения исходных понятий, а не путем синтеза. Получается, что для него, например, человек представляет собой всего лишь сумму всех женщин и мужчин и ничего более
11-13 лет Подростка теперь интересует понятие, отражающее не поверхностную сторону действительности, а ее существенные стороны. У ребенка еще недостаточно развито сознание существенного признака. Он только практически учитывает этот признак. Понятие ребенка сейчас практически представляет собой объединение существенных признаков хотя летний подросток не способен самостоятельно, спонтанно объединить существенные признаки в одно понятие путем их синтеза, тем не менее синтез не совсем чужд ему; данное обстоятельство нужно считать самым важным достижением этой возрастной ступени. Только следует помнить, что это достижение также ограничивается пределами конкретного, наглядного материала; ребенок данного периода не в состоянии синтезировать признаки Подросток может вовсе не знать содержание данного понятия, но это не мешает ему высказать свое мнение по поводу взаимозависимости понятий.
14-17 лет На данном этапе завершает свое развитие все то, чего не доставало формированию полноценного понятия в предшествующем периоде, и подросток достигает самого высокого уровня. Обычно 1417-летний подросток сам чувствует необходимость обоснования собственных интеллектуальных операций, причем в этом обосновании, как правило, превалирует высокая познавательная ценность существенного признака. То, что на предыдущем этапе было доступно лишь некоторым подросткам, становится обычным явлением для всех.
Понятийное логическое мышление обеспечивает понимание причинно- следственных связей, закономерностей, доказательств, сути правил и формул. Оно абсолютно необходимо для развития способностей к естественным и математическим наукам и освоения соответствующих предметов в школе.
Слайды подготовлены заместителем директора по УВР Серебряковой И.А.