Поэзия «прямого действия». Прямое обращение поэта к массовой публике. Поэзия для голоса и для слуха, но не для размышления. «Скоростные методы образного мышления»
Родился 12 мая 1933 года в семье научного работника. В возрасте 6 лет отправил свои стихи Пастернаку, и это определило его дальнейшую жизнь.
В 1957 году он получил диплом Московского архитектурного института и отметил это событие стихами: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!.."
Нет ничего удивительного в том, что Вознесенский увлекался живописью, ведь первая его профессия – архитектор.
Первые публикации молодого поэта в печати появляются в 1958 году. В 1960, почти одновременно, вышли два сборника его стихов и поэм: "Парабола" - в Москве и "Мозаика" - во Владимире. Сметая каноны, прогнозы, параграфы, Несутся искусство, любовь и история - По параболической траектории!
С самого начала его излюбленным поэтическим средством становится гиперболическая метафора, родственная метафорам Маяковского и Пастернака, а основными жанрами лирический монолог, баллада и драматическая поэма Сборники сразу привлекли к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков, ругавших поэта. Его вступление в литературу было "внезапным, стремительным, бурным" и, с позиций того времени, неслыханно дерзким.
Поездка поэта в 1961 году в США вылилась в сборник "Треугольная груша" (1962). В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подвергает поэта резкой критике, и в запале кричит ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!" Однако, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг достигли 200 тысяч
А. Вознесенский экспериментирует и в области художественной формы. Он создает "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие"). По мнению автора, такая визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным.
На затуманенном стекле заветный вензель «О» да «Е»
Особенности поэзии. Публицистичность лирики, конкретность места и повода поэтического высказывания, «срывание всех и всяческих масок». (Стихотворение «Есть русская интеллигенция»). Урбанистическая образность. Поэтика скоростей. («Рублёвское шоссе»).
Противостояние прошлого и настоящего, утверждение невозвратимости прошлого и ощущение настоящего как несовершённого будущего. («Ностальгия по настоящему», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным») Р Развивает традиции футуризма (редкие и неправильные рифмы, поэтические неологизмы) Сквозные мотивы – мотив несвободы, большой совести, растраченного таланта. («Автопортрет»)
Творчество А.Вознесенского занимает нишу авангарда с пафосом жизнестоительства, злободневностью, экспериментом в области художественных форм.
Евтушенко родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Его отец был геологом, но всю жизнь писал стихи и научил сына любить поэзию.
В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко. «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима...» Этому городу посвящены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы ранних поэм. Регулярно начал печататься с шестнадцати лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения "Вагон" и "Перед встречей", написанные в 1952
В 1951 поступил в Литературный институт им. М.Горького Евтушенко не только был на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Живет и работает в Москве. Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику
Особенности поэзии. Убеждённость в особой роли поэта в России. («Молитва перед поэмой»). Поэт-публицист, говорящий от имени МЫ, лозунговость, ораторский тон, восклицания. Обращение к «запрещённым» темам («Наследники Сталина»). Любовная лирика: часты мотивы ухода, прощания, разлуки, одиночества. («Со мною вот что происходит…») Творчество как поэта-песенника. («Хотят ли русские войны?»)
70-е годы «откровенный человек уступил место сокровенному». «Тихая» лирика как реакция на «громкую» поэзию поэтов-эстрадников.
1936 родился 3 января четвертым ребенком в семье начальника леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. Родственники поэта. В центре – отец.
После смерти матери 29 июня 1942 года старших детей взяли родственники, а младшие Николай и Борис попали в детский дом. («Детство») Детский дом в селе Никольское Вологодской области.
1945-м годом датировано одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова «Зима», написанное под влиянием «Детства» И. Сурикова. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, там, с героями стихотворения».
Николай Рубцов кончил семилетку и, по его словам, «рвался к морю». Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей Николай Рубцов кончил семилетку и, по его словам, «рвался к морю». Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум. Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум. Летом 1952 года, кончив два курса «лесного» техникума и, главное, получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. Вновь неудачно. Поступает на Тралфлот подручным кочегара на тральщике РТ- 20 «Архангельск». Об этих годах сообщит скупо: «Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Все это в разной мере отозвалось в стихах».(«Старпомы ждут своих матросов…») Летом 1952 года, кончив два курса «лесного» техникума и, главное, получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. Вновь неудачно. Поступает на Тралфлот подручным кочегара на тральщике РТ- 20 «Архангельск». Об этих годах сообщит скупо: «Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Все это в разной мере отозвалось в стихах».(«Старпомы ждут своих матросов…») 1953 поступает учиться в горный техникум в заполярном городе Кировск поступает учиться в горный техникум в заполярном городе Кировск.
1955 бросает техникум и переезжает к брату Алексею в село Приютино под Ленинградом. Работает слесарем- сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне.
действительная служба на Северном флоте в заполярном городе Североморске, где находилась база флота.(«Старпомы ждут своих матросов…») В.Корбаков. Старшина 2 статьи
после демобилизации, с ноября начинает работать кочегаром на Кировском (бывшем Путиловском) заводе, живет в заводском общежитии. «С получки особенно хорошо, сообщает он другу, хожу в театры и в кино». Начинает заниматься в литобъединении «Нарвская застава». Поступает в вечернюю школу выходит коллективный сборник «Первая плавка» с пятью стихотворениями Рубцова.
января Николай Рубцов выступает с чтением стихов на вечере молодой поэзии в ленинградском Доме писателей. Подготовил рукописный (самиздатовский) сборник из 37 стихотворений «Волны и скалы» По предисловию к сборнику можно судить об отношении молодого поэта к официозным литературным и окололитературным кругам. Николай Рубцов заявляет: «И пусть не суются сюда со своими мнениями унылые и сытые «поэтические» рыла, которыми кишат литературные дворы и задворки».
Поступает в Литературный институт. Начало московского периода жизни поэта. «Стукнул по карману – не звенит» – первое исключения Николая Рубцова из Литературного института, как значилось в приказе: «с немедленным выселением из общежития».
1963 июлем этого года датирован первый вариант стихотворения «В горнице». В В течение года написаны: «Я буду скакать по холмам...» и другие стихотворения, ставшие рубцовской классикой.
1965 в конце июня Николай Рубцов вновь отчислен из Литературного института, 15 января 1966 года вновь восстановлен, но на заочном отделении, что фактически лишало его возможности иметь хоть какой-то свой «угол» в Москве. О годах учебы в Литинституте бытует немало легенд, связанных в основном с «недостойным поведением Рубцова Н.М.» в ЦДЛ и «нарушением общественного порядка» в общежитии. Очевидцы рассказывают, как однажды он устроил «застолье» с классиками Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Блоком, сняв их портреты со всех этажей и собрав у себя в комнате. Сокурсники застали его «чокающимся»: «Ваше здоровье, Александр Сергеевич!.. Ваше, Михаил Юрьевич!..» Утром, под надзором коменданта общежития, он послушно разнес и развесил портреты, но продолжал бурчать: «Не дали раз в жизни в хорошей компании посидеть...» 1965 в конце июня Николай Рубцов вновь отчислен из Литературного института, 15 января 1966 года вновь восстановлен, но на заочном отделении, что фактически лишало его возможности иметь хоть какой-то свой «угол» в Москве. О годах учебы в Литинституте бытует немало легенд, связанных в основном с «недостойным поведением Рубцова Н.М.» в ЦДЛ и «нарушением общественного порядка» в общежитии. Очевидцы рассказывают, как однажды он устроил «застолье» с классиками Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Блоком, сняв их портреты со всех этажей и собрав у себя в комнате. Сокурсники застали его «чокающимся»: «Ваше здоровье, Александр Сергеевич!.. Ваше, Михаил Юрьевич!..» Утром, под надзором коменданта общежития, он послушно разнес и развесил портреты, но продолжал бурчать: «Не дали раз в жизни в хорошей компании посидеть...»
Лето проводит в Николе. «Здесь за полтора месяца, сообщает он в письме к Александру Яшину, написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас». Лето проводит в Николе. «Здесь за полтора месяца, сообщает он в письме к Александру Яшину, написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас». «Много серой воды, много серого неба…»
проводит в странствиях: Вологда Барнаул Москва Хабаровск Волго-Балтийский канал Вологда. Николай Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках. Вологодский поэт Александр Романов так описывает публичные выступления Николая Рубцова: «Николай Рубцов стихи читал прекрасно. Встанет перед людьми прямо, прищурится зорко и начнет вздымать слово за слово: «Взбегу на холм и упаду в траву...» проводит в странствиях: Вологда Барнаул Москва Хабаровск Волго-Балтийский канал Вологда. Николай Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках. Вологодский поэт Александр Романов так описывает публичные выступления Николая Рубцова: «Николай Рубцов стихи читал прекрасно. Встанет перед людьми прямо, прищурится зорко и начнет вздымать слово за слово: «Взбегу на холм и упаду в траву...»
К лету 1967 года вышла книга «Звезда полей», ставшая звездным часом поэта.
1968 в журналах появилось несколько рецензий на «Звезду полей», по ней Николай Рубцов защитил диплом в Литературном институте и 19 апреля был принят в Союз писателей. Получил в Вологде комнату в общежитии в журналах появилось несколько рецензий на «Звезду полей», по ней Николай Рубцов защитил диплом в Литературном институте и 19 апреля был принят в Союз писателей. Получил в Вологде комнату в общежитии вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит» (Архангельск). Закончились годы скитаний, бытовой неустроенности: Николай Рубцов получил скромную, но все- таки отдельную однокомнатную квартиру. Казалось, что налаживается и личная жизнь поэта вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит» (Архангельск). Закончились годы скитаний, бытовой неустроенности: Николай Рубцов получил скромную, но все- таки отдельную однокомнатную квартиру. Казалось, что налаживается и личная жизнь поэта...
1970 вышла четвертая книга Николая Рубцова «Сосен шум», изданная благодаря хлопотам Егора Исаева, в том же «Советском писателе». Появились публикации в «Нашем современнике», «Молодой гвардии» вышла четвертая книга Николая Рубцова «Сосен шум», изданная благодаря хлопотам Егора Исаева, в том же «Советском писателе». Появились публикации в «Нашем современнике», «Молодой гвардии». К этому времени относятся стихотворения «Судьба», «Ферапонтово», «Я умру в крещенские морозы...». К этому времени относятся стихотворения «Судьба», «Ферапонтово», «Я умру в крещенские морозы...».
1971 гибель поэта Николая Рубцова 19 января, в крещенские морозы... Могила Н.Рубцова в Вологде.
Приговор Вологодского городского суда, оглашенный 7 апреля 1971 года, звучал примерно так: Приговор Вологодского городского суда, оглашенный 7 апреля 1971 года, звучал примерно так: «...Рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по обвинению Грановской Людмилы Александровны, 1938 года рождения, уроженки города Ленинграда, русской, беспартийной, не судимой, образование высшее, в момент преступления нигде не работавшей, имеющей ребенка в возрасте пяти лет, проживавшей в Вологде... в преступлении, предусмотренном статьей 103 УК РСФСР, народный суд установил, что 19 января 1971 года в 4 часа утра в квартире 66 дома номер 3 по улице Яшина подсудимая Грановская Л. А. совершила убийство Рубцова Николая Михайловича, путем удушения последнего». «...Рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по обвинению Грановской Людмилы Александровны, 1938 года рождения, уроженки города Ленинграда, русской, беспартийной, не судимой, образование высшее, в момент преступления нигде не работавшей, имеющей ребенка в возрасте пяти лет, проживавшей в Вологде... в преступлении, предусмотренном статьей 103 УК РСФСР, народный суд установил, что 19 января 1971 года в 4 часа утра в квартире 66 дома номер 3 по улице Яшина подсудимая Грановская Л. А. совершила убийство Рубцова Николая Михайловича, путем удушения последнего».
Говорят, например, что ей принадлежат такие строки: Волчица я. Ты понял слишком поздно, слишком поздно, Какая надвигается гроза. В твои глаза в упор глядят не звезды, глядят не звезды, А раскаленные мои глаза. Железной шерстью дыбится загривок, дыбится загривок, И нет сомненья ни в одном глазу. ни в одном глазу. Как я свою соперницу игриво, игриво, Почуяв, загоню и загрызу! Владислав Сергеев. Портрет Рубцова.
Особенности лирики. «Непрямое» отражение судьбы поэта в его лирике. Тема возвращения домой, к истокам, к корням, памятью к прошлому( «Видения на холме»). Тоска по утраченной цельности, единству («Я буду скакать…»)
Философичность лирики: осмысление разлада между природой и человеком («Вечернее происшествие»). Недоверие к цивилизации («Поезд») Ощущение неразрешимости противоречия между городом и деревней, отсутствие идеализации сельской жизни. («Тихая моя родина»)
Музыкальность лирики Рубцова: наследование фольклорных традиций, отчасти усвоенных через творчество Есенина. Многие стихи стали известными песнями. («В горнице», «Букет») Музыкальность лирики Рубцова: наследование фольклорных традиций, отчасти усвоенных через творчество Есенина. Многие стихи стали известными песнями. («В горнице», «Букет») Источник и носитель гармонии и мироздания для Н.Рубцова – природа. Идеал поэта в причастности к этой гармонии. Источник и носитель гармонии и мироздания для Н.Рубцова – природа. Идеал поэта в причастности к этой гармонии.