Формирование исследовательской компетентности младших школьников. Бовина Татьяна Александровна учитель высшей категории учитель высшей категории МОУ СОШ 124
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ Об образовании, законодательно утвердившем цели образования как ориентацию на обеспечение самоопределение личности, на создание условий для ее самореализации. В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ Об образовании, законодательно утвердившем цели образования как ориентацию на обеспечение самоопределение личности, на создание условий для ее самореализации.
Виды работы: Рвать бумагу, складывать и смотреть, что получится (Рваная аппликация). Рвать бумагу, складывать и смотреть, что получится (Рваная аппликация). Наблюдать за рыбками в аквариуме и делать записи. Наблюдать за рыбками в аквариуме и делать записи. Изучать поведение синиц за окном и помогать им. Изучать поведение синиц за окном и помогать им. Проводить опыты с разными предметами. Проводить опыты с разными предметами. Разбирать игрушки, изучая их устройство. Разбирать игрушки, изучая их устройство.
Наша задача: помочь в проведении этих исследований; сделать их полезными и безопасными для ребенка и окружающих его людей.
Помощь нужна на этапах: при выборе предмета исследования; при поиске методов его изучения; при сборе и обобщении материала; доведении дела до логического завершения.
Рекомендации по написанию реферативно- исследовательской работы 1 уровень. Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребенок. 1 уровень. Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребенок. 2 уровень. Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. 2 уровень. Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. 3 уровень. Проблема, поиск методов, разработка решения – все осуществляется самостоятельно. Допускается коллективный поиск. 3 уровень. Проблема, поиск методов, разработка решения – все осуществляется самостоятельно. Допускается коллективный поиск.
Структура учебного исследования: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выдвижение гипотез; выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; сбор материала; обобщение полученных данных; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.); подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.); защита проекта. защита проекта.
Как выбрать тему исследования? Фантастические Фантастические Эмпирические Эмпирические Теоретические Теоретические
Учимся выдвигать гипотезы Почему поют птицы? Почему поют птицы? Почему появляются почки на деревьях? Почему появляются почки на деревьях? Почему дует ветер? Почему дует ветер? Почему щенки любят играть? Почему щенки любят играть?
Поиск и предложение возможных вариантов решения Учить детей разрабатывать программу поиска. Помочь найти пути, ведущие к достижению цели. Учить детей разрабатывать программу поиска. Помочь найти пути, ведущие к достижению цели.
Сбор материала Что нам известно о земноводных вообще и о черепахах в частности (подумаем) Что нам известно о земноводных вообще и о черепахах в частности (подумаем) Спросим у взрослых. (Они будут экспертами). Спросим у взрослых. (Они будут экспертами). Посмотрим книги и справочники по биологии, энциклопедии. Посмотрим книги и справочники по биологии, энциклопедии. Посмотрим специальные телепередачи, видеофильмы. Посмотрим специальные телепередачи, видеофильмы. Обратимся к компьютеру. Обратимся к компьютеру. Понаблюдаем. Понаблюдаем. Проведем эксперимент (как реагирует на голос, на резкие движения, на освещение, влагу и т.д.). Проведем эксперимент (как реагирует на голос, на резкие движения, на освещение, влагу и т.д.). Приготовим инструменты и материалы для эксперимента. Приготовим инструменты и материалы для эксперимента.
Обобщение полученных данных Решить, в каком виде будут предоставлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Это будет доклад, отчет, проект, небольшая книжка, макет?
Защита проекта. При изложение материала ученик сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. При изложение материала ученик сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.