(Использование оценочной таблицы адаптации первоклассников для оптимизации образовательного процесса в первом классе)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинг адаптации учащихся 1-х классов к обучению в школе Окружной методический центр Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский»
Advertisements

Роль психолого – педагогического сопровождения в успешной социализации и самоактулизации личности. Учение - один из лепестков того цветка, который называется.
Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие: 1. Мотивационная готовность * выраженность познавательных интересов; * стремление.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Технология формирования и контроля метапредметных универсальных учебных действий на примере курса Т. В. Меркуловой «Учимся учиться и действовать» Дудкина.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Смена ведущей деятельности (на смену игровой - учебная деятельность) Появление новообразований характерных для данного возраста: формируется словесно-логическое.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и свободной деятельности детей. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
ГБОУ ЦППРиК «ЯСЕНЕВО» Екжанова Елена Анатольевна - д.п.н., профессор, директор ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» Стратегии.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Транксрипт:

(Использование оценочной таблицы адаптации первоклассников для оптимизации образовательного процесса в первом классе)

Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Создание условий для индивидуального развития всех обучающихся Организация педагогического наблюдения первоклассников в период адаптации к школе

Цель и задачи наблюдения Форма и содержание оценочной таблицы Рекомендации к заполнению оценочной таблицы Процедура обработки таблицы Конечный результат работы с таблицей Практическое применение результатов таблицы Социальный эффект наблюдения

Цель и задачи педагогического наблюдения в период адаптации первоклассника к школе 1 Цель : Анализ уровня адаптивности каждого ученика класса Оптимизация образовательного процесса Задачи: Построение профиля адаптивности класса Выявление различных групп адаптации к школе Организация совместного психолого-педагогического проектирования образовательной среды

Выявление уровня адаптивности каждого ученика класса Определение профиля адаптивности класса Выявление разноуровневых групп адаптивности учащихся Этапы наблюдения Анализ индивидуального ресурса, как стратегия индивидуально- ориентированной педагогической деятельности Выбор оптимальной стратегии работы учителя с классом. Осуществление дифференцированного подхода в обучении Комплексная психолого-педагогическая поддержка ребенка в образовательном процессе 1этап 2 этап 3 этап

Форма и содержание оценочной таблицы (подробнее смотреть – бланк таблицы) Таблица психолого-педагогических характеристик первоклассников ГОУ Класс Учитель (ФИО) Уважаемые учителя, данная таблица содержит психолого педагогические характеристики знаний, умений и навыков необходимых первокласснику для успешной адаптации к школе и освоения учебной программы. Пожалуйста, оцените степень их сформированности у каждого ребенка по 5 -ти больной системе где: 1 балл – низкий уровень сформированности, 2 балла нижи среднего, 3 балла – средний уровень, 4 балла выше среднего и 5 баллов высокий уровень сформированности. 2

Составляющие педагогической готовности к школе Оцениваемые параметры являются составляющими традиционных сфер психолого- педагогической готовности ребенка к школе (подробнее смотреть Приложение к таблице), а именно: Сформированность навыков Речевая сфера Работоспособность Познавательная сфера Мотивационная сфера Коммуникативная сфера Эмоционально-волевая сфера

Сформированость навыков Графические навыки ( рисование, письмо, графический диктант) Навык чтения Навык счета

Речевая сфера Умение строить связные речевые высказывания Словарный запас Сформированность звукопроизношения

Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня Работоспособность

Познавательная сфера Уровень общей осведомленности (запас знаний и представлений, соответствующий возрасту) Способность принимать и понимать инструкции учителя, удерживать цель выполняемой учебной деятельности Ориентировка в пространстве и времени Способность к сосредоточению внимания на одном виде деятельности с изменением типа учебных задач в течение урока Способность устанавливать причинно- следственные связи и логически рассуждать Умение анализировать информацию с целью выделения признаков (существенных, несущественных), использование обобщающих понятий

Мотивационная сфера Выраженность познавательных интересов Стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, научиться читать и писать, иметь портфель и т. п.) Принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

Коммуникативная сфера Способность самостоятельно устанавливать контакт с учителем Умение устанавливать контакт со сверстниками Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками Принятие правил группового взаимодействия

Эмоционально-волевая сфера Способность управлять своим поведением (на уроке, во время перемены) Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций) Умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре) Умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие

1.Период заполнения с 15 сентября по 15 октября по результатам педагогического наблюдения в различных видах деятельности. 2.Таблица заполняется учителем первого класса на основе наблюдений за учащимися в различных видах деятельности и режимных моментах, доступных для наблюдения. 3.В процессе заполнения таблицы учителем первого класса рекомендуется консультироваться с психологом школы (по содержанию предлагаемых характеристик). Рекомендации к заполнению оценочной таблицы 3

4. Темп заполнения таблицы индивидуальный (таблица заполняется по мере наблюдения и оценивания различных характеристик у детей). 5. В случае возникновения затруднения в оценивании отдельных позиций допускается оценивание совместно с другими педагогами. Рекомендации к заполнению оценочной таблицы 3

Виды деятельности, доступные для наблюдения Учебная деятельность Игровая деятельность Свободное общении и взаимодействие со сверстниками Творческая и продуктивная деятельность Оценивание происходит только по результатам наблюдения за проявлением той или иной характеристики. Результаты тестов и опросников, в данном случае, не принимаются во внимание

Способ оценивания каждой характеристики Оценивание каждой характеристики происходит по 5 -ти бальной, привычной для учителя системе. Оцениваются по степени их сформированности и интенсивности проявления у каждого ребенка, а именно: 1 балл – низкий уровень сформированности (проявляется редко, или сложно отследить) 2 балла- ниже среднего (проявляется фрагментарно, в одной, двух видах деятельности) 3 балла – средний уровень, (частота и степень проявления зависит от интенсивности педагогического или личного воздействия педагога) 4 балла - выше среднего (проявляется часто, во всех видах деятельности) 5 баллов - высокий уровень сформированности ( проявляется постоянно и равномерно)

Процедура обработки таблицы 4 Обработка результатов таблицы выполняется учителем (либо совместно с психологом) Проводится математический подсчет суммы балов в каждой строке по горизонтали Далее в каждой строке каждая сумма баллов переводится в проценты Составляются списки учащихся по 3 группам адаптивности – низкий, средний, высокий Определяется педагогическая стратегия для каждой группы учащихся

Профилактика Содержание психолого- педагогического сопровождения Уровни адаптивности (условная норма) 50% детей адаптируются в первые 2-3 месяца 30% детей адаптируются до конца первого полугодия Развитие и профилактика 20% детей адаптация длится до года Коррекция, развитие, профилактика Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационной период

1.Взаимодействие учителя 1-го класса и психолога школы в создании профиля адаптивности класса 2.Открытие горячей линии между школой и ПМС-Центрами округа 3.Проектирование педагогического процесса на основе ресурса адаптивности первоклассников (новая задача ФГОС) 4.Основа для разработки методического обеспечения работы психологов в творческих группах округа по формированию УУД создание новых форм психолого-педагогического сопровождения первоклассника Практическое применение результатов таблицы 6

Отчет о проведении наблюдения с помощью оценочной таблицы, а также план работы с группой первоклассников с низким уровнем адаптации (без ФИО детей) Работа горячей линии ОУ – ПМС Центры с составлением рекомендаций для создания условий успешной адаптации ребенка. Организация индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка Конечный результат работы с таблицей 5

Повышение доверия населения к оказанию образовательных услуг Повышение уровня адаптации учащихся к образовательному процессу и образовательной среде Создание благоприятных психолого- педагогических условий для развития компетентностей учащихся Социальный эффект наблюдения 7