КОНФЛИКТ конфликт обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми (или элементами самой личности), которое выражается в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. ТЕОРИЯ
Конфликт это нормально. столкновение интересов является неизбежной реальностью нашей жизни, просто потому, что все люди разные и имеют различные интересы.
Влияние конфликта: +/- Повышение напряжения в отношениях Агрессивные действия Эмоциональная подавленность, тревога – неуверенность в себе – нежелание действовать – потеря веры в себя - Информирует о возникновении проблем в отношениях – принятие своевременных мер для их решения Совместные усилия по решению конфликтов способствуют сплочению коллектива Опыт помогает нам научиться понимать других людей, самого себя, избавиться от нежелательных свойств собственного характера. +
Виды конфликтов
КОНФЛИКТ ВНЕШНИЙ ГРУППА- ГРУППА ЛИЧНОСТЬ - ГРУППА ЛИЧНОСТЬ - ЛИЧНОСТЬ ВНУТРЕННИЙ Противоречие «хочу» и «надо»
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (ИЗ-ЗА КАБИНЕТА) СТАТУСНО- РОЛЕВЫЕ (УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК) ДУХОВНЫЕ ПО НАПРАВЛЕННОС ТИ ГОРИЗОНТАЛЬН ЫЕ (РАВНЫЙ СТАТУС) ВЕРТИКАЛЬНЫЕ (НЕРАВНЫЙ СТАТУС) СМЕШАННЫЕ (УЧИТЕЛЬ- РОДИТЕЛЬ) ПО ВРЕМЕННЫМ ПАРАМЕТРАМ КРАТКОВРЕМЕН- НЫЕ БЫСТРОТЕЧНЫЕ (ПАССАЖИРЫ ОБЩЕСТВЕННО- ГО ТРАНСПОРТА) ДЛИТЕЛЬНЫЕ (ГОДА, ДЕСЯТИЛЕТИЯ) ПО ПРОБЛЕМАМ ЦЕННОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ИНТЕРЕСОВ КОНФЛИКТЫ ИЗ- ЗА НАРУШЕНИЙ НОРМ ИЛИ ПРАВИЛ ВЗАИМОДЕЙСТ- ВИЯ
Особо можно выделить виды педагогических конфликтов: zz конфликты деятельности, возникающие по поводу вы- полнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучеб- ной деятельности; zz конфликты поведения, поступков, возникающие по пово- ду нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы; zz конфликты отношений, возникающие в сфере эмоцио- нальных личностных отношений учащихся и учителей, в сфе- ре их общения в процессе педагогической деятельности.
Характеризуя педагогические конфликты, М.М. Рыбакова отмечает следующие их особенности: профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте; разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении; различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
Характеризуя педагогические конфликты, М.М. Рыбакова отмечает следующие их особенности: присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Хороший пример это самая лучшая проповедь. (Немецкая Пословица)
Понимание начало согласия. (Бенедикт Спиноза)
ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ УЗНАЕМ О СОБСТВЕННОМ СПОСОБЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПРИНЦИПЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ
Анализ результатов И – ИЗБЕГАНИЕ К – КОМПРОМИСС П – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Сп – СОПЕРНИЧЕСТВО Ст - СОТРУДНИЧЕСТВО
Способы поведения в конфликтных ситуациях УДАЛЕНИЕ СЕБЯ ФИЗИЧЕСКИ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ИЗ К. ОРИЕНТАЦИЯ НА СИЛОВОЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТЫ – МНЕ – Я – ТЕБЕ ОБЕ СТОРОНЫ ЧТО- ТО ТЕРЯЮТ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ПРИЕМЛЕМОГО РЕШЕНИЯ ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ СЕБЯ, ПОДЧЁРКИВАНИЕ ВНИМАНИЯ К ОБЩНОСТИ ОТКРЫТОСТЬ, ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, ВЫЯСНЕНИЕ И ПРОВЕРКА РАЗЛИЧИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ, ПРИЕМЛЕМОГО ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН
Омар Хайям Других не зли и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. А если, что не так смирись, Будь умнее улыбнись, Холодной думай головой, Ведь в мире всё закономерно: Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно...