Педагог-психолог О.В. Троицкая г
ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ» Цель исследования – разработка и реализация модели формирования социально-трудовых компетенций учащихся в процессе взаимодействия общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. проведение диагностики социально-трудовых компетенций учителей и учащихся На первом поисково-теоретическом этапе ( г.г.) основное внимание уделяется анализу научной литературы, который позволит обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа станет определение методологии и методов исследования, обоснование экспериментальной программы, проведение диагностики социально-трудовых компетенций учителей и учащихся.
Цель: определить исследовательские умения педагога выявить мнение учителя об организации и проведении исследовательской деятельности определить уровень теоретических знаний и профессиональных умений учителей школы, необходимых для проведения экспериментально-исследовательской работы.
По методике «Владение исследовательскими умениями»
Вывод: в полной мере исследовательскими умениями владеют 50% педагогов нашей школы. Трудности: выбор и обоснование исследовательской темы; прогнозирование средств и методов исследования; определение и обоснование объекта, предмета, гипотезы, цели, задачи, методы, этапы исследования.
По методике «Отношение к исследовательской деятельности»
По методике «Изучение профессиональной готовности учителей к экспериментально-исследовательской работе» Вывод: профессиональная готовность учителей к экспериментально- исследовательской работе выражена на среднем уровне. Педагоги эффективно применяют на практике педагогические технологии и методы. Трудности вызывает теоретический аспект эксперимента.
Цель: исследовать, произошли какие-либо изменения в технологии обучения или нет, насколько они соответствуют цели и гипотезе ОЭР в школе. Вывод: 88% педагогов используют активные формы обучения на своих уроках, владеют целями, формами, содержанием активных форм. В своей преподавательской деятельности педагоги ориентируются на обучающихся со средними учебными возможностями. Систематически осуществляют принцип индивидуального подхода в обучении, что отражается в поурочных планах учителей, для этого предпочитают использовать задания разной степени трудности. Индивидуальные особенности ученика педагоги выявляют по умению справиться с заданием в заданный период времени, по степени владения умственными операциями, по стремлению взять дополнительное задание, по активной деятельности по предмету вне урока.
Цель: определить и отрефлексировать актуальный уровень методологической культуры учителя на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств. Вывод: 65% педагогов имеют от среднего до высокого уровни самооценки знаний, умений и личностных качеств. Что свидетельствует о достаточно развитом уровне методологической культуры учителя. 35% педагогов нуждаются в помощи по повышению самооценки, актуальный уровень методологической культуры - низкий. Сумма баллов Кол-во педагогов Уровни Низкий Ниже среднего Чуть ниже среднего Средний Чуть выше среднего Выше среднего Высокий
Цель: оценить профессионально-педагогические компетенции педагогов-экспериментаторов.
Сложности вызывают: 1.Проектирование и прогнозирование развития личности и классного коллектива, слабо владеют умениями 41% опрошенных. 2.Составление психолого-педагогической характеристики класса – 35% слабо владеют. 3.Проведение анализа внеклассного мероприятия – 35% слабо владеют. Вывод: данное исследование экспресс-анкетой подтвердило, что профессионально-педагогические компетенции педагогов-экспериментаторов развиты на уровне выше среднего.
Обеспечить получение консультаций по вопросам карьеры и образования Воспитать чувство долга по отношению к обществу Обеспечить представление об изучаемых предметах Научить применять полученные знания и навыки к решению новых проблем Сформировать уверенность в себе и желание проявлять инициативу По анкете «Представления о целях образования» обучающимся необходимо было проранжировать по степени значимости цели образования.
По анкете «Оценка старшеклассниками значимости знаний» обучающимся необходимо было проранжировать по степени значимости получаемые знания. 1.Знания предмета 2.Прикладные знания, умения, навыки 3.Экономические знания 4.Знания в сфере социального общения 5.Знания в культурной сфере жизни человека 6.Знания, умения, навыки по будущей профессии 7.Знания о различных социально-трудовых ролях 8.Знания прав человека 9.Знания о самоуправления и саморегуляции
По анкете «Привлекательность сфер трудовой деятельности» обучающимся необходимо было проранжировать по степени значимости сферы трудовой деятельности 1.Финансы 2.Здравоохранение 3.Образование 4.Спорт 5.Промышленное производство 6.Транспорт 7.Наука 8.Общественное питание 9.Торговля 10.Строительство 11.Культура 12.Реклама 13.Бытовое обслуживание населения