Программа работы по преемственности логопедов комплекса ГБОУ СОШ 998
Преемственность с позиции школы это-опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада это – ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Школа и детский сад нацелена на реализацию образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей- подготовить ребенка дошкольного возраста к обучению в школе. А в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Дошкольное учреждение выпускает детей, которые самостоятельно: - управляют своим поведением; - знают границы дозволенного; - выполняют требования взрослого; - участвуют в различной деятельности; - умеют правильно произносить все звуки родного языка; - способны делать звуковой анализ слов; - развита память, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие; - развита зрительно-моторная и слухо- моторная координация.
Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые НАРУШЕНИЯ, в процессе обучения в школе.
Школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада.
Диагностика состояния устной речи позволяет учителю-логопеду ДОУ объективно оценить уровень речевого развития ребёнка на момент выпуска из логопедического пункта (в том числе по параметру «готовность к обучению грамоте») и дать соответствующие рекомендации родителям и школьному логопеду, что позволяет предотвратить многие нежелательные проблемы в обучении.
Только в тесном сотрудничестве логопедов, психологов, учителей, воспитателей дошкольного учреждения и школы подобных диагностических ошибок можно избежать. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиций системного строения речевой деятельности, учета принципа развития и не допустить отставания в усвоении программного материала по РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Таким образом, чем раньше будет начато коррекционно- развивающее обучение детей, тем выше будет его результат.
Целью программы является: всестороннее развитие детей; создание беспрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников; создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу; создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности и самостоятельности творчества каждого ребенка; с детского сада увлечь детей перспективой школьного обучения.
Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в: -ознакомлении со списочным составом детей нуждающихся в логопедической помощи; -ознакомлении с дефектами речи у детей согласно списку; посещении занятий в ДОУ логопедами школы; -участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март); -составлении подробной характеристики детей в ходе работы совещания – «круглого стола» (май);
Предполагаемым результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является: более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка; успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ; стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда; отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы; возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы; четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника; целостное видение проблем будущего ученика; экономию времени в диагностировании ребенка; постановку и формулирование грамотного речевого заключения; выбор действенных педагогических технологий обучения;
Преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Перспективное планирование учителей-логопедов ГБОУ СОШ 998 Наименование работы Сроки выполнения Примечание Посещение уроков в школе воспитателями, логопедами в рамках программы «Адаптация первоклассников» Октябрь 2 Проведение совещания - «круглого стола» по обсуждению преемственности «детский сад – школа» Октябрь 2 Посещение занятий в ДОУ учителями, логопедами школы (фото отчет). Февраль По запросу администрации 3 Проведение родительского собрания для будущих первоклассников. Май По запросу администрации 4Проведение совещания – «круглого стола» по передаче детей в школу Май
К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе далеко не всегда можно осуществить во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано причиной, что дети идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями- логопедами.
Трудности в осуществление преемственности : Острой проблемой является рост численности детей с ОНР различного уровня, основная масса которых не посещала ДОУ, или же по каким либо причинам отказавшиеся перейти (или не попав) в логопедические сады. Таким образом, детям не была своевременно оказана логопедическая помощь, что в последствии приводит к большому затруднению усвоения школьной программы и вытеканию новых нарушений.
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии.
Ф.И. ребёнка ________________________________ Дата рождения __________ ДОУ _____, срок обучения в логопедической группе _____________________ Диагноз при поступлении Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска сформированоне сформировано недостаточно сформировано а) звукопроизношение б) фонематическое восприятие в) лексико- грамматический строй д) слоговая структура е) связная речь ж) общая и мелкая моторика Рекомендации ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Примечания Учитель-логопед _________________________________
Карточка по выпуску позволит : своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы; облегчит обследование; поможет составить коррекционно- развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 14 сентября; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально); на основе рекомендаций логопеда ДОУ направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам; дать рекомендации родителям и учителям; осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.