Массовая доля растворенного вещества (7-8 кл) Выполнила учитель химии МОУ СОШ 47 Иванова Л.В.
Содержание Тема Тема Тема Цели урока Цели урока Цели урока Цели урока Задачи урока Задачи урока Задачи урока Задачи урока Начало урока. Опыт Начало урока. Опыт Начало урока. Опыт Начало урока. Опыт Вопросы к опыту Вопросы к опыту Вопросы к опыту Вопросы к опыту Определение темы Определение темы Определение темы Определение темы Серьезный разговор Серьезный разговор Серьезный разговор Серьезный разговор Агрегатное состояние Агрегатное состояние Агрегатное состояние Агрегатное состояние Плотность Плотность Плотность Уникальное свойство Уникальное свойство Уникальное свойство Уникальное свойство В разговор вступает сахар В разговор вступает сахар В разговор вступает сахар В разговор вступает сахар Что будет, если сахар встретится с водой? Что будет, если сахар встретится с водой? Что будет, если сахар встретится с водой? Что будет, если сахар встретится с водой? Раствор Раствор Раствор Массовая доля (р.в) Массовая доля (р.в) Массовая доля (р.в) Массовая доля (р.в) Задачи (опыт) Задачи (опыт) Задачи (опыт) Задачи (опыт) Значение раствора Значение раствора Значение раствора Значение раствора Задача – эксперимент Задача – эксперимент Задача – эксперимент Задача – эксперимент Задачи для групп Задачи для групп Задачи для групп Задачи для групп Домашнее задание Домашнее задание Домашнее задание Домашнее задание
Цели урока: Дать понятие массовой доли растворенного вещества. Дать понятие массовой доли растворенного вещества. Научиться решать задачи с применением массовой доли растворенного вещества – W(р.в) Научиться решать задачи с применением массовой доли растворенного вещества – W(р.в)
Задачи урока: Образовательные: Дать понятия растворенного вещества, растворителя, W(р.в); Дать понятия растворенного вещества, растворителя, W(р.в); Научиться решать задачи на W(р.в). Научиться решать задачи на W(р.в).Развивающие: Закрепить навык нахождения данных значений и неизвестных в задаче на W(р.в). Закрепить навык нахождения данных значений и неизвестных в задаче на W(р.в).Воспитательные: Провести связь данной темы с другими науками естественного цикла: физикой, биологией; Провести связь данной темы с другими науками естественного цикла: физикой, биологией; Объяснить важность W(р.в) для живого мира. Объяснить важность W(р.в) для живого мира.
Начало урока. Занимательный опыт Предложить 2-ум ученикам по два стакана раствора сахара. В 1-ом стакане: слабый раствор сахара. Во 2-ом стакане: сильный раствор сахара.
Вопросы к опыту Какой вкус? (1стакан) Какой вкус? (2 стакан) Где более сладкий вкус? А почему во втором стакане более сладкий?
Определение темы Это в быту мы говорим, больше или меньше положили сахара в воду. А с научной точки зрения это понятие определяет Это в быту мы говорим, больше или меньше положили сахара в воду. А с научной точки зрения это понятие определяет массовая доля растворенного вещества. массовая доля растворенного вещества. Какие вещества содержатся в стаканах? Какие вещества содержатся в стаканах? А что составляют они вместе? А что составляют они вместе?
«Серьезный разговор» (сценка) Я, вода – главное вещество на земле! Судите сами: все живые существа состоят на 80% из воды. Я покрываю 2/3 земного шара. Без меня человек может прожить максимум 3 дня. Я, вода – главное вещество на земле! Судите сами: все живые существа состоят на 80% из воды. Я покрываю 2/3 земного шара. Без меня человек может прожить максимум 3 дня.
Я уникальна по агрегатному состоянию. Нахожусь при земных условиях в трех состояниях: Нахожусь при земных условиях в трех состояниях: жидкость; жидкость; лед; лед; пар. пар.
Плотность моя 1 г/мл. 1 г/мл. Это значит, что масса, что объем для меня одно и то же: 1 кг=1л, 1г=1мл Это значит, что масса, что объем для меня одно и то же: 1 кг=1л, 1г=1мл
Уникальное свойство мое Я растворяю многие вещества. Значит я Я растворяю многие вещества. Значит я Хороший растворитель Хороший растворитель
В разговор вступает сахар Во мне столько энергии! Во мне столько энергии! Люди, употребляющие сахар, обладают большой работоспособностью и очень умные! Люди, употребляющие сахар, обладают большой работоспособностью и очень умные!
Что будет, если сахар встретиться с водой? Сахар раствориться в воде, значит он Сахар раствориться в воде, значит он Растворенное вещество Растворенное вещество Вода растворит сахар, значит она Вода растворит сахар, значит она Растворитель Растворитель
Сахар + вода = раствор Масса раствора – это сумма масс растворенного вещества и растворителя Масса раствора – это сумма масс растворенного вещества и растворителя m (р –ра) = m (р.в) + m (р-ль) m (р –ра) = m (р.в) + m (р-ль)
Массовая доля растворенного вещества W (р.в)= / W (р.в)= / W (р.в)= m(р.в)/ W (р.в)= m(р.в)/ W (р.в)= m(р.в)/m(р-ра) W (р.в)= m(р.в)/m(р-ра) W (р.в)= m(р.в)/m(р-ра) * 100% W (р.в)= m(р.в)/m(р-ра) * 100% W (р.в) определяет концентрацию раствора W (р.в) определяет концентрацию раствора
Задачи (занимательный опыт) В 1-ом стакане: в 200-ах граммах воды растворили чайную ложку сахара (10 граммов). Какой концентрации получится раствор? В 1-ом стакане: в 200-ах граммах воды растворили чайную ложку сахара (10 граммов). Какой концентрации получится раствор? ВО 2-ом стакане: в 200-ах граммах воды растворили 4 чайные ложки сахара (40 граммов). Какой концентрации получится раствор? ВО 2-ом стакане: в 200-ах граммах воды растворили 4 чайные ложки сахара (40 граммов). Какой концентрации получится раствор?
Значение раствора Большинство химических процессов проходят в растворах Пища в желудках животных и человека усваевается только в растворенном виде. Даже жизнь на Земле зарождалась в растворе
Задача - эксперимент Приготовить 150 граммов 2%-ого раствора поваренной соли (NaCl) Приготовить 150 граммов 2%-ого раствора поваренной соли (NaCl) Оборудование: весы, разновесы, фарфоровая чашка с солью, химический стакан с водой, мерный цилиндр, палочка, химический стакан для раствора Оборудование: весы, разновесы, фарфоровая чашка с солью, химический стакан с водой, мерный цилиндр, палочка, химический стакан для раствора
Задачи для групп 1-ая группа: приготовить 300 граммов 15%-ого раствора сахара. 1-ая группа: приготовить 300 граммов 15%-ого раствора сахара. 2-ая группа: приготовить 250 граммов 6%-ого раствора питьевой соды. 2-ая группа: приготовить 250 граммов 6%-ого раствора питьевой соды. 3-ья группа: приготовить 400 граммов 30%-ого раствора медного купороса. 3-ья группа: приготовить 400 граммов 30%-ого раствора медного купороса. 4-ая группа: приготовить 350 граммов 5%-ого раствора лимонной кислоты. 4-ая группа: приготовить 350 граммов 5%-ого раствора лимонной кислоты.
Домашнее задание Параграф 14, конспект(пересказ), упражнение 3,5 стр 76 (письменно),прочитать практическую работу 3 на стр.77 Параграф 14, конспект(пересказ), упражнение 3,5 стр 76 (письменно),прочитать практическую работу 3 на стр.77