Формирование мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы
Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение. Ли Цзи Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания. К.Д. Ушинский Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Августин Аврелий
Учебная мотивация – э то совокупность различных побудителей к учебной деятельности.
Способы повышения мотивации 1. Четко поставленная цель. 2. Создание проблемной ситуации. 3. Необычная форма обучения.(Эвристическое обучение, состязательность, игровой характер проведения занятий). 4. Творческий характер учебно- познавательной деятельности. 5. Постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика. 6. Проектно-исследовательская деятельность. 7. Эмоциональное воздействие. (Чувство юмора). 8. Дифференцированное обучение. Способы повышения мотивации
Дифференцированное обучение 1 группа: Найти синонимы,"спрятанные"в двух столбиках. невнимательныйбезуспешный неплодородныйошибочный неудачныйрассеянный несложный бесплодный несерьезныйпростой неправильныйлегкомысленный
2 группа. Подобрать нужный синоним в предложениях. 1.Даже в самый... (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день,если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный Если разложить на земле листья одного только дерева, то они займут... (великую, большую, огромную, громадную) площадь.
3 группа. Подобрать свои синонимы к выделенным в тексте словам. Покос - самая трудная и веселая пора летом. Солнце как станет в полдень, так и не слезает оттуда,- до того шпарит, что кажется, земля должна сморщиться от такого огня. В раскаленном воздухе звенит гнус. День-деньской не умолкает сухая трескотня кузнечиков.
1 группа. Списать, подчеркнуть антонимы: Трус умирает сто раз, смелый живет вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг - когда старый. В умной беседе ума наберешься, а в глупой - свой растеряешь. Ученье -свет, а неученье - тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
2 группа. грязныйч искусственныйе трусливыйс мягкийт грубыйн замкнутыйо слабыйс светлыйт ь
3 группа. Разгадать загадку, выписать антонимы и составить с ними 4-5 простых предложений, выделив грамматическую основу в первом предложении. Бывает он и в холод, Бывает он и в зной, Бывает он и добрый, Бывает он и злой. В открытые окна Нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг загудит. Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять.
Синквейн – франц. « пятистрочье». Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Каникулы. Светлые, весёлые. Гуляем, расслабляемся, спим. Отдыхать – не работать! Счастье!
Ася (И.С. Тургенева Ася) Скромная, беззащитная Любила, страдала, сбежала Готова пойти на все ради любимого человека. Загадочная.
Маша (А.С. Пушкин Дубровский) Умная, красивая Любит, прощает, страдает Мария была очень доброй, достойной счастья. Красота
Владимир Дубровский (А.С. Пушкин Дубровский) Храбрый, честный Защищает, мстит, любит Владимир никогда не сдается. Благородство