Дряхлова Л.И. МОУ СОШ 7 г.Чебаркуль «Проектное обучение как тип развивающего обучения на уроках литературного чтения».
«Творческую личность может воспитать только творческая личность» для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию.
Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире, наблюдали, думали, рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в этом творении счастье».
Проектный метод как тип развивающего обучения Эффективность обусловлена позицией учителя: направленностью на создание личностно- ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем общения; диалоговыми формами взаимодействия с детьми.
Что необходимо младшему школьнику для продуктивной проектно-учебной деятельности? Сформированность ряда коммуникативных умений: - умение спрашивать; - умение управлять голосом; - умение выражать свою точку зрения; - умение договариваться. Развитие мышления: - развитие аналитико-синтетических действий; - сформированность алгоритма сравнительного анализа; - возможность выделять общий способ действий. Опыт самооценочной и оценочной деятельности: - адекватно оценивать свою работу; - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Технология проекта (ТП) – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленный тем или иным образом.
ТП направлена: на развитие критического мышления; на развитие творческого мышления; на умения работать с информацией. Виды проектов: информационный проект; исследовательский проект; проекты по решению проблем.
ТП целесообразно применять, если: существует значимая проблема; есть значимость результата; предполагается самостоятельная деятельность учащихся; используются исследовательские методы; результат – материальный продукт. Типовые стадии проекта: 1. Формулирование проекта. 2. Планирование проекта. 3. Осуществление проекта. 4. Завершение проекта.
Формулирование проекта. Выбор проекта с ориентацией на возраст, с соответствием целям учителя и ограничениям по материальным и техническим ресурсам. Основная помощь – раскрытие перед ними большого количества вариантов и советы по выбору вариантов, с которыми школьнику по силам справиться. Через сеть вопросов придти к проблеме. Выбрать тему проекта. По созданию образа выбрать направления работы. Деление класса на группы (по выбранным направлениям). Решить, в какой форме будет оформлен проект.
Планирование. Определение времени, требуемого на реализацию проекта. Необходимые материалы и инструменты. Планирование проекта подвергается постоянной корректировке.
Осуществление Основной этап работы над проектом. Основная задача учителя на данном этапе – отслеживать выполнение работы над проектом.
Завершение Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Наилучшим завершением проекта является публичное представление полученных результатов.
Плюсы и минусы проектной технологии. - Возрастает нагрузка на учителя: помощь в поиске нужных источников; координация всего процесса; поддержка непрерывной обратной связи; + Навыки самообразования. Навыки групповой деятельности. Интерес к познавательной деятельности. Помогает сплочению детского коллектива. Повышает личностный рост ученика. Является успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы. Создает ситуацию успеха, радости, удовольствия. Формирует у ребенка положительную самооценку. Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их полноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения.