Технология разработки программы самообразования Г. А. Феофилова, учитель химии МОУ СОШ 48 г. Копейск 2009
«Без стремления к научной работе учитель… попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». А. Дистервег
Стадии мыслительной работы 1. Обоснование темы 2. Формулирование темы 3. Формулирование цели эксперимента 4. Определение задач эксперимента 5. Формулирование гипотезы эксперимента 6. Разработка и выбор конкретных методик и методов исследования 7. Определение сроков эксперимента, его этапов, базы эксперимента 8. Критерии оценки ожидаемых результатов 9. Экспертиза программы эксперимента
Обоснование темы Применение обобщающих схем-конспектов Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся Методика изучения энергетики химических реакций Реализация компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе Совершенствование речевой культуры учащихся на уроках химии
Обоснование темы Межпредметная координация учебного материала по химии и физике в 8 классе Использование учебных качественных задач по химии как фактор развития учащихся Использование метода проектов Подготовка и проведение химических олимпиад Дискуссии в развитии науки и диалоговая форма обучения
Формулировка цели эксперимента Выяснить… Выявить… Сформировать… Обосновать… Провести… Определить… Создать… Построить …
Гипотеза эксперимента
Методики и методы исследования ЭМПИРИЧЕСКИЕ Изучение литературы Анализ школьных документов Педагогическое наблюдение Тестирование Анкетирование ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ Моделирование Сравнение Обобщение Классификация Систематизация
Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента ПРИМЕРНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЬНОЙ АНКЕТЫ 1. Нравятся ли вам уроки химии? (Выберите ответ и обведите соответствующую букву) А. Да Б. Нет В. Если не спрашивают, то нравится 2. Что вам нравится на уроках химии? А. Слушать учителя. Б. Решать расчетные задачи В. Решать качественные задачи. Г. Делать лабораторные работы. Д. Смотреть на показ учителем опытов. Е. Ничего не нравится. 2. Как вы считаете, что позволяет развивать использование …. на уроках химии? Нужны ли они?
Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. – Ь.: Аст-Пресс, Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000