Тема: Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Цели урока: Образовательные: ознакомить учащихся с опытными фактами, позволяющими высказать гипотезу о том, что молекулы всех веществ находятся в непрерывном движении; на основе жизненных ситуаций и результатов опытов ознакомить учащихся с явлением диффузии, а также сформулировать определение этого явления; на основе знания различий молекулярного строения веществ, находящихся в различных агрегатных состояниях, выяснить, как протекает явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет высказать гипотезу о связи между скоростью движения молекул и температурой; Воспитательные: показать значение опытных фактов; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке: Развивающие: продолжить формирование умение делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления, а также развитие интеллектуальных способностей школьников.
Вывод: В результате, своего непрерывного и беспорядочного движения молекулы в стеклянном сосуде перемешиваются и ватка окрашивается.
Окрашивание воды марганцовкой
Явление самопроизвольного перемешивания веществ называется диффузией. Причина диффузии - это беспорядочное движение молекул.
Диффузия в жидкости
Диффузия в твёрдых телах
ВЫВОД: Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. Диффузия быстро протекает в газах, медленнее - жидкостях и очень медленно - в твердых телах.
Гипотеза: Температура вещества влияет на скорость протекания диффузии ВЫВОД: В телах с более высокой температурой диффузия протекает быстрее, чем в телах менее нагретых