Роль семьи в психологической профилактике проблем дезадаптации
СЕМЬЯ Неблагополучная Благополучная дисфункциональная конструктивная «Не думай !» «Не думай !» «Не говори!» «Не говори!» «Не доверяй!» (семья закрыта, ребенок не умеет просить помощи) «Не доверяй!» (семья закрыта, ребенок не умеет просить помощи) «Хороших людей на свете больше!» ( семья открыта и прозрачна, ребенок всегда может попросить помощь) «Хороших людей на свете больше!» ( семья открыта и прозрачна, ребенок всегда может попросить помощь)
2 Доминирует страх Доминирует страх Нет доверительных отношений Нет доверительных отношений В семье все время кто-то дружит против кого-то В семье все время кто-то дружит против кого-то Умеют делится проблемами, не используя чувства Умеют делится проблемами, не используя чувства Ребенка уважают, любят и принимают таким, каков он есть Ребенка уважают, любят и принимают таким, каков он есть Удовлетворена основная потребность ребенка- безопасность Удовлетворена основная потребность ребенка- безопасность
3 На взаимопомощь нет сил, т.к. нет энергии На взаимопомощь нет сил, т.к. нет энергии У ребенка без поддержки возникают комплексы,чувств о вины и падает самооценка У ребенка без поддержки возникают комплексы,чувств о вины и падает самооценка У ребенка здоровая картина мира (из эгоцентричного положения постепенно выводится самодостаточными родителями) У ребенка здоровая картина мира (из эгоцентричного положения постепенно выводится самодостаточными родителями)
4 Роли в семье распределены навечно (если хороший- то на всю жизнь и должен соответствовать даже вопреки себе, если плохой- можешь не стараться) Роли в семье распределены навечно (если хороший- то на всю жизнь и должен соответствовать даже вопреки себе, если плохой- можешь не стараться) Роли в динамике (сегодня ты поступил плохо, а завтра ты обязательно поступишь по- другому) Роли в динамике (сегодня ты поступил плохо, а завтра ты обязательно поступишь по- другому)
5 У каждого - низкое чувство собственного достоинства (критикуя, я возвышаюсь над тобой и в собствен- ных глазах) У каждого - низкое чувство собственного достоинства (критикуя, я возвышаюсь над тобой и в собствен- ных глазах) Высокое чувство собственного и семейного достоинства (всегда найдут, за что сказать «спасибо» каждому в семье) Высокое чувство собственного и семейного достоинства (всегда найдут, за что сказать «спасибо» каждому в семье)
6 В семье правит хаос (ни режима дня, ни горячего обеда) В семье правит хаос (ни режима дня, ни горячего обеда) В хаосе у ребенка возникает невроз В хаосе у ребенка возникает невроз Ребенок не способен справляться со стрессами Ребенок не способен справляться со стрессами В семье, где есть порядок, ребенок знает о последствиях своего поведения В семье, где есть порядок, ребенок знает о последствиях своего поведения Ребенок учится делать выбор и отвечать за него. Ребенок учится делать выбор и отвечать за него.
Командир Приказы, команды и угрозы – это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения, люди должен быть идеальны.
Моралист Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует… Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.
Всезнайка Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят остальных.
Судья Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.
Критикан Как Судья, Моралист или Всезнайка такой отец или мать хочет всегда быть правым. Его методы – это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка
Утешитель Родители-утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и стараются воспринимать его проблемы легко.
Психолог С наилучшими намерениями Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».
СудьяМоралистКритикан ПсихологУтешительКомандирВсезнайка
Всегда помните Любому родителю неприятно слышать плохое о своем ребенке. Научитесь не только жаловаться, но и хвалить ребенка. Любому родителю неприятно слышать плохое о своем ребенке. Научитесь не только жаловаться, но и хвалить ребенка. Учитесь сами и научите каждого родителя видеть радостные перспективы будущего. Учитесь сами и научите каждого родителя видеть радостные перспективы будущего. Никогда не злоупотребляйте доверием. Даже незначительная тайна, доверенная родителем, должна остаться тайной. Никогда не злоупотребляйте доверием. Даже незначительная тайна, доверенная родителем, должна остаться тайной. Никогда не ставьте окончательный диагноз «Ваш-то обязательно попадет в тюрьму».Помните, если это случиться, значит и вы внесли в это лепту своими словами. Никогда не ставьте окончательный диагноз «Ваш-то обязательно попадет в тюрьму».Помните, если это случиться, значит и вы внесли в это лепту своими словами.