ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Технология РКМЧП Общепедагогическая, надпредметная Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Критическое мышление один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год ; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю. Джордж Бернард Шоу
Особенности концепции Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией : искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. - Не присвоение « готового » знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. - Коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также « партнерские » отношения между педагогом и обучаемыми. - Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. - Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов. - Слова « все », « никто », « всегда », « постоянно » и обобщенные предположения типа « Учителя не понимают детей », « Молодежь не уважает стариков » и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова « некоторые », « иногда », « порой », « зачастую ».
Акценты целей технологии РКМЧП Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, « отсеивать » второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников : - выделять причинно - следственные связи ; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся ; - отвергать ненужную или неверную информацию ; - понимать, как различные части информации связаны между собой ; - выделять ошибки в рассуждениях ; - делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек ; - избегать категоричности в утверждениях ; - быть честным в своих рассуждениях ; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам ; - выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение ; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения ; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи ; - отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Особенности организации Базовый дидактический цикл 3 стадии занятия : Вызов Осмысление ( работа с текстом ) Рефлексия
Сайт международного журнала о критическом мышлении « Перемена » Материалы уроков Фестиваля педагогических идей ubject=9 Газета « Первое сентября » num=70