Проблема: неумение различать птиц. Тема: Кто такие птицы?(урок исследование) Цели:усвоить,что птицы-животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц. Формируемые качества: развивать мышление, учить анализировать,сравнивать,делать выводы, развивать личностные качества- доброту,ответственность,формировать образ окружающего мира как дома для всего живого. Задачи: познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов, формировать учебной деятельности.
Средства достижения через деятельность. Учителя Грамотно подбирать наглядность. Индивидуальная помощь учащимся.Организоват ь групповую работу на уроке. ученика Наблюдать за предметами, сравнивать объектов, приводить примеры, проявить творческую активность при практической работе(исследовательс кой).
Ход урока. 1.Орг.момент. 2.Подготовка к объявлению темы урока. 3. -Какое замечательное название урока-»Мир вокруг нас»!И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! -Вот бы посмотреть!Взлетаем!Взмахнули руками. Сильнее машем!Машем!Не получилось? Тогда садимся и начинаем урок.Нет,сделаем еще одну попытку!,
Давайте мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем. А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим? (учащиеся встают, машут руками, подражают голосам птиц) -Опять не вышло? Почему? Люди давно хотели летать, как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полете.
3.Объявление темы урока. -Вы видели птиц?Где?Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока:»Кто такие птицы»
Ход урока. -Ой,ой, кто ты? Не знаешь?Что?Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птицы?Ребята,надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на вопрос»Кто такие птицы?»и помочь цыпленку найти маму. (Звучит стихотворение) 2.Выявление особенностей птиц. Работа над содержанием смысла.
Звучит стихотворение. Выявление особенностей птиц. Работа над содержанием смысла. -Высоко летят над облаками И курлычет журавли над нами. -Кого считают птицами? Что умеют делать птицы?(Птицы умеют летать.) -А кто еще умеет летать?(Бабочки,стрекозы,летучие мыши и дер.)
3.Пусть птицы нам поют без нот, Пускай поют без слов, Я знаю все, о чем поют. -Согласны, что птицы поют?(Мы слышим птичьи голоса, их называют «песни». Но «поют»и дельфины,косатки,значит, это не главная особенность птиц.
4.Ты гнезда разорять не смей, Не трогай птичьих гнезд! Ты в наши гнезда не смотри. -Что скажете? Согласны?(Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса.
? 5.Не становись на пни, Яичек теплых не бери- Зачем тебе они? Через неделю или две Зайди послушать в сад- Птенцы в молоденькой листве Тихонько запищат. -Согласны? (Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца и крокодилы, черепахи, змеи.)Вывод: что умеют делать птицы? (Летать,петь,нести яйца, вить гнезда.) -А другие животные умеют это делать? (Да.) -Можно утверждать, что это не главные умения птиц?(Да.)
Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, о чем он просил. Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, о чем он просил. Работа с учебником. Работа с учебником. -Муравей Вопросик спрашивает нас, -Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил в полете?(Летягу,бабочку,курицу,летучую мышь.)Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают?(Летают, но плохо.) каких животных он встретил в полете?(Летягу,бабочку,курицу,летучую мышь.)Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают?(Летают, но плохо.) -Почему вы отнесли курицу к птицам? -Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело ее покрыто перьями.) (Тело ее покрыто перьями.) - Если мудрая черепаха наденет костюм из перьев,станет она птицей?(Нет.) - Если мудрая черепаха наденет костюм из перьев,станет она птицей?(Нет.) -Рассматривание на примере голубя строения тела -Рассматривание на примере голубя строения тела птицы. птицы. -Как называется это птица?(Голубь.)(Называем и показываем части тела голубя и гуся)-Голова,шея,клюв, -Как называется это птица?(Голубь.)(Называем и показываем части тела голубя и гуся)-Голова,шея,клюв, туловище,крылья,хвост,ноги. туловище,крылья,хвост,ноги.
крылья голова клюв шея туловище хвост ноги
Повторяем, работая в парах и по вариантам. -Как устроено тело гуся и голубя?(Одинаково.)-Сколько ног у птиц?(Две.) Их передние ноги очень давно превратились в крылья. 4.Практическая работа по изучению птичьих перьев. Мы выяснили, что главное отличие птиц от других животных- наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?Ученые,чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем лупу и будем исследовать перья.
Исследование перьев. -Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру.(Они разные.)-Что общего у всех перьев? (Есть стержень, волоски-бородки.) -Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки. На них маленькие крючки, ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застежка.Уэтого же пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что он похож?(На трубочку.)Там пусто, значит оно легкое, там воздух.
Тихо встаньте, положите на ладонь перо,подуйте.Почему перо взлетело? (Оно легкое.) Итоги исследования. Тело птицы- хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.
Подведение итогов. Вы теперь уже специалисты и можете сказать: -Чего не знал цыпленок? (Тело птицы покрыто перьями.) -Кто же родители цыпленка?(курица и петух). -До свидания, цыпленок(машем ему рукой). -Кто вырастет из цыпленка?(Петух или курица)
7.-А как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте голоса птиц. Каких птиц вы узнали?
-На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке.Возможно,они помогут вам при- близиться к пониманию живого языка природы и вы воскликнете:»Мир- прекрасен!» -Благодарю вас за урок. Вы молодцы. Скажите себе: «Я-молодец,я думал, я старался, я делал открытия».