Учитель математики Искабулова Сауле Хайрединовна МОУ «Новоурусовская СОШ» Август, 2009г.
Диагностика успешности обучения учащихся
«Психодидактика: новые направления в преподавании» А.Н.Крутский и О.С.Косихина «… найти такую методику, которая освободит учителя от кропотливой работы, вряд ли удастся. Чем с большим интересом, легкостью и успехом обучаются ученики, тем тяжелее учителю. Правда, в этом случае он находится в более комфортном психологическом состоянии. Это своего рода «педагогический вариант закона сохранения энергии…».
Как сделать обучение эффективным? Как добиться высокого процента качества обученности?
Диагностика обученности – это безотметочная оценка знаний и умений учащихся на момент диагностирования, включающая в себя: - контроль, - проверку, -оценивание, - накопление статистических данных и их анализ, - выявление их динамики, - прогнозирование их результатов.
Возможности диагностики - объективно судит о качественных и динамических изменениях в продвижении к заданной учебной цели не только отдельного учащегося, но и всего ученического коллектива; - определяет трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планирует коррекционно – развивающую работу с учащимися (как коллективную, так и индивидуальную); - обособленно отбирает (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету, что приводит учителя к пониманию системной методики преподавания своего предмета - моделировать новые учебные технологии.
Этапы системного диагностирования предметной обученности I этап. Дифференцирование и системное структурирование навыков и умений по предмету и постановка учебных целей. Выделяются и классифицируются умения и навыки по следующей схеме: - итоговые умения и навыки по окончании обучения; - по окончании каждой ступени обучения; - промежуточные – по учебным полугодиям и (или) четвертям; - по окончании изучения каждой темы.
II этап. Подбор заданий для диагностических работ и составление диагностической таблицы -Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполнятся, они могут, как полностью на одном уроке, так и по частям на нескольких занятиях. Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, т.к. важнейшими принципами диагностирования обученности являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность). -Перечень основных умений можно оформить в виде плаката, поместить его на видном месте и сообщить учащимся, что степень сформированности этих умений будет определена после проведения диагностической работы. -Чтобы дети проявляли интерес к диагностическим работам и не испытывали чувства страха, надо им объяснить, что за работу отметки не выставляются, в итоге её выполнения каждый узнает результаты своего «продвижения» по овладению основными умениями.
3 этап. Проверка работ учащихся и заполнение диагностической карты. Диагностическая карта Ф.И. уч-ся Задания блока «А»Задания блока «В» Оценка деят-ти Акшонов Р. +++_++_ _+____ Магомедов К. ++++_+__++++________ Лагерева Е. ++__++___++_________ Табалдыева Р _+++_+++++____ Талимова З _+_+++++_+++_+ Тарасов Ю. +++_+++_++_++_+++_++
Фиксированная картина реальных достижений всех учащихся Задания блока «А» Задания блока «В» Справились успешно Допустили ошибки
IV этап. Анализ результатов диагностики. Количественный анализ результатов отражен в диагностической карте – это подсчет в процентах обученности класса в целом и сформированности каждого диагностируемого умения. Под качественным анализом следует понимать выявление индивидуальных качественных показателей обученности и степени сформированности требуемых умений и навыков у учащихся в исследуемой группе, классе. Сравнительный анализ карт, составленных в конце учебного года по итогам обучения, и начальной диагностики, проведенной в начале следующего учебного года в одном и том же классе, позволяет выявить также степень прочности усвоения учебного материала.
V этап. Планирование и организация коррекционно - развивающей работы Завершает работу с картой вывод о последующей дифференцированной работе с учащимися по выявленным проблемам и о перспективах развития каждого учащегося – коррекционно – развивающей работе. Анализ диагностических карт позволяет учителю спланировать коррекционно - развивающую работу и с помощью системы упражнений помочь каждому учащемуся достигнуть планируемых результатов обучения. Формы такой работы общеизвестны: индивидуальная и групповая в соответствии с допущенными ошибками. Проводить коррекционную работу можно в начале каждого урока в течение 5 – 10 минут или посвятить ей целый урок.
VI этап. Подбор и системное комплектование тренировочных упражнений и заданий. Содержание различных дидактических материалов, практических заданий, занимательных упражнений позволяет составить задания для организации коррекционно – развивающей работы.
Спасибо за внимание! 9 класс 11 класс