Правописание союзов Как отличить производный союз от омонимичной части речи?
Сравните Хронического счастья так(же) нет, как нетающего льда. (А.И.Герцен) Воспоминаний, а так(же) впечатлений сегодняшнего дня оказалось слишком много. (В.И.Белов) Хронического счастья так нет, как нетающего льда. Воспоминаний и впечатлений сегодняшнего дня оказалось слишком много.
Вывод 1 Сочетание наречия и частицы (частицу можно опустить) Пишется раздельно Союз (можно подобрать синоним) Пишется слитно Так жеТакже = и
Сравните Что(бы) мне почитать?За тем зданием мы остановимся, что(бы) отдохнуть. Что мне почитать бы?За тем зданием мы остановимся, для того чтобы отдохнуть.
Вывод 2 Сочетание местоимения и частицы (частицу можно опустить или переставить) Пишется раздельно Союз (можно подобрать синоним) Пишется слитно Что быЧтобы = для того чтобы
Определите части речи То(же) самое я видел в прошлом году. Собаки дремали, лошади при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд то(же) лежали. (А.П.Чехов)
Вывод 3 Сочетание местоимения и частицы (частицу можно опустить) Пишется раздельно То же Союз (можно подобрать синоним) Пишется слитно Тоже= и
Запомните В оборотах то же, что и; так же, как и; слова пишутся раздельно; Оборот во что бы то ни стало
Самоинструкция 1 проверяю, нет ли в предложении оборотов то же, что и; так же, как и; помню, что слова в этих оборотах пишутся раздельно 2 определяю, можно ли к слову подобрать синоним да это союз, пишу слитно нет опустить или переставить частицы же и бы или задать к слову вопрос да это сочетание местоимения (наречия) с частицей (предлогом), пишу слова раздельно
Задание 1. Запишите пары предложений, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. 1) Что(бы) он ни говорил его слушали затаив дыхание. – Что(бы) такое сделать что(бы) всех удивить? 2) Я написал в сочинении то(же) что и мой сосед. – За что и получил то(же) двойку. 3) Это надо сделать (во)что(бы)то(ни)стало. – Во что(бы) нам поиграть что(бы) было не скучно? 4) Все повторяли физику перед контрольной. Я так(же) решил заглянуть в учебник. – В моем дневнике так(же) уныло и пасмурно как в самый ненастный осенний день.
Задание 2. Вставьте на место пропуска подходящие по смыслу слова, изученные на уроке, устно объясните их написание, расставьте знаки препинания. 1) Скверы украшают город маленькие зеленые дворики……. придают ему красивый вид. 2) Деревянные скульптуры украшают детскую площадку в сквере они встречаются……... 3) Сейчас птицы …….охотно поселяются в центре города как и в лесу. 4) Ученый-археолог ездил не только в Африку в Индию он ездил. 5) Мальчик прекрасно катался на коньках на лыжах он хорошо ходил.