Методы и приемы активизации познавательной сферы учащихся МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа Кондратенко Е.Б., Учитель математики уч.г.
Методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
Классификация методов обучения (по Ю.К.Бабанскому) 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа: вводная, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование), б) наглядные (иллюстрация, демонстрация ( в частности с ИКТ) и др.), в) практические (упражнения, лабораторные и практические работы, занятия с обучающими программами и тренажерами (ИКТ), трудовые действия и др.), г) индукция и дедукция (от частному к общему, от общего к частному), д) репродуктивные и проблемные (частично-поисковый, эвристический), е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: а) познавательные игры, б) учебные дискуссии, в) создание ситуаций успеха в учении, г) разъяснение, д) поощрение и порицание ученика; е) средства ИКТ и др. 3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении ( индивидуальный, фронтальный и др.) б) методы письменного контроля ( к/ р, сочинение, изложение, диктант, письменных зачетов, реферат др., в) лабораторный контроль, г) машинный контроль (с применением ИКТ), д) тестирование ( с ИКТ и без) е) самоконтроль.
Активные методы и приемы (АМО) - это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. учебного процессаучебного процесса Признаки методов: Проблемности Проблемности Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого Взаимообучения Взаимообучения Индивидуализации Индивидуализации Исследования изучаемых проблем и явлений Исследования изучаемых проблем и явлений Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией Мотивации Мотивации
Игровые методы деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации и игровые приемы и процедуры тренинги в активном режиме разыгрывание ролей Игровое производственное проектирование Проблемное обучение ( форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности через прием создания проблемной ситуации, выдвижение гипотез, разъяснение и др. Учебная дискуссия диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. «Круглый стол» характерная черта - сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией «Мозговой штурм» организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем Методы эмоционального стимулирования через приемы создания на занятии ситуаций занимательности Удивление Поощрение и порицание Методы формирования и стимулирования интереса к учению через приемы занимательных аналогий Создание ситуаций успеха в учении Анализ жизненных или конкретных ситуаций сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке Средства ИКТ через использование ЦОР
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе созданы условия, способные обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран; свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому и возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, ЦОР, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Результаты анкетирования
Анкетирование педагогов Анкетирование педагогов Анкетирование педагогов Анкетирование педагогов Анкетирование учащихся Анкетирование учащихся Анкетирование учащихся Анкетирование учащихся Использование возможностей ИКТ: Использование возможностей ИКТ: ЦОР + ЦОР + цифровое оборудование: цифровое оборудование: ПК, ноутбук, принтер, сканер,проектор + ПК, ноутбук, принтер, сканер,проектор + цифровые микроскопы, лаборатория Архимед + цифровые микроскопы, лаборатория Архимед + графические планшеты +- графические планшеты +- Интернет +- !!! Интернет +- !!!Интернет музыкальные клавиатуры, видеокамеры – музыкальные клавиатуры, видеокамеры – интерактивная доска +- !!! интерактивная доска +- !!!