В связи с особенностями учебных заведений, связанными с возможностями материальной базы, местными условиями, условиями развития учащихся возможны варианты рабочих программ, учитывающие особенности данной местности, пола и возраста учащихся, обеспечивающие широкую специализацию, дифференциацию обучения по различным приоритетным направлениям производства, сельского хозяйства, народных промыслов, бытового обслуживания и др. При этом обязательным является выполнение требований государственных образовательных стандартов по технологии с учётом степеней обучения.
Необходимость данной программы продиктована требованием времени ( актуальность трудовой и профессиональной подготовки школьников определяется преобразованиями в социально – экономической сфере общества ) и отсутствием программы, учитывающей особенности конкретного образовательного учреждения.
Теоретические основы программы Программа. Технология: 5-8 классы. Сасова И. А., Марченко А. В. 2006г. Программы общеобразовательных учреждений. «Технология». (Трудовое обучение). 1-4, 5-11 классы Программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов классы г. Программа трудового обучения 5-9 классов сельских школ. Сельский дом и семья. Разработана Институтом профессионального самоопределения РАО. (2001г. переиздание). Программа профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера».8-10 классы. Под ред. С. Н. Чистяковой. (2000 г. переиздание).
1) Введение блоков в 8- ом и 9- ом классах « Технология обработки текстильных материалов » и « Художественная обработка материалов » за счёт сокращения часов на других блоках программы : « Электротехнические работы », « Технология ведения дома ». 2) Сокращение часов в 9 классе на блоке « Современное производство и профессиональное самоопределение » и перенос их частично в 8- ой класс. 3) Увеличение часов на организацию проектной деятельности учащихся в 9 классе до 22 часов за счёт выполнения проекта в рамках изготовления изделия ( упражнения, исследовательская деятельность ). 4) Введение нового модуля « Культура дома. Праздники, этикет праздничного застолья » в раздел « Технология ведения дома ». 5) Изучение основ сельскохозяйственного труда представлено в программе блоком « Растениеводство ». 6) Кроме этого в 8 и 9 классах продолжается изучение раздела « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов » ( блок « Технология обработки материалов » и « Художественная обработка материалов »). 7) Блочно - модульное содержание программы.
Развитие ребёнка как творчески активной мобильной личности, умеющей самостоятельно думать, принимать решения, приобретать новые знания и навыки на протяжении всей жизни.
1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры. 2. Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг. 3. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. 4. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения. 5. Овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг. 6. Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно - прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.
Научность Доступность Связь теории и практики Личностно – ориентированный подход Преемственность разных образовательных программ последователь ность Учёт возрастных особенностей учащихся фундаментальность Интеграция содержания и дифференциация Общедидактические принципы
учащиеся 8-9 классов ( девочки ) МОУ Сосновская СОШ 2 педагоги технологии ( обслуживающего труда ), работающие с девочками 8, 9 классов гг. Участники опыта Направленность опыта Период реализации
К достоинствам программы можно отнести то, что уроки выстраиваются с опорой на личный опыт и умения учащегося при знакомстве с основными понятиями технологии изготовления изделий. В девяти заявленных блоках к изучению прослеживается всё необходимое к получению знаний, умений и навыков обработки почвы, обработки текстильных материалов, технология ведения дома, основ домашней экономики и профессионального самоопределения.
Основная методическая идея – овладение методом проектов при изготовлении любого изделия или услуги. При этом полностью сохраняется обучение учащихся конкретным трудовым умениям и навыкам, и они рассматриваются как одно из средств достижения учащимися конкретной проектной цели. Творческое проектирование активно используется в олимпиаде по технологии, и в дополнительном образовании при участии в конкурсах по декоративно- прикладному искусству Метод проектов задействует и родителей в учебном процессе. При выполнении различных упражнений «Интервью», «Определение потребностей людей», «Перечень критериев к изделию», «Оценка изделия окружающими», «Диаграмма паучок» дети используют мнения близких людей. Обсуждение работы делает более понятным смысл проекта. На занятиях по культуре ведения дома даются домашние задания, где учащиеся с родителями изучают семейный этикет, генеалогическое древо. А совместное участие в народных праздниках, воспитывает национальную культуру, уважение к старшему поколению, доброту и заботу между членами семьи.
По каждому элементу модуля программы определено содержание знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению, приводятся примерные перечни практических работ и рекомендуемых к изготовлению изделий. Учитель, исходя из программных учебно - воспитательных задач и опираясь на конкретные условия и возможности организации и проведения занятий, выбирает для изготовления те изделия, конструкция которых отвечает содержанию изучаемого раздела или темы. Набор модулей и последовательность их изучения обуславливаются максимальным учётом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, местными культурно - бытовыми и производственными традициями, подготовленностью учителя к проведению отдельных видов работ, материально - техническим обеспечением школы.
Диапазон опыта : система уроков по методу проектов, единая система « урок - внеклассная работа ». Новизна опыта : соотнесение содержания уроков технологии с возрождением народных традиций декоративно – прикладного творчества, привлечение родителей. Тесная взаимосвязь с информатикой, черчением, экономикой, экологией, биологией через проектную деятельность.
Внутренняя : 1. Сформированность политехнических знаний. 2. Более полное понятие основ современного производства и сферы услуг. 3. Способность учащихся самостоятельно решать творческие задачи. 4. Воспитывается трудолюбие, предприимчивость, ответственность, культура поведения и бесконфликтного общения. 5. Умение применять понятия рыночной экономики при реализации собственной продукции. 6. Умение оформлять своё изделие с учётом требований дизайна, декоративно – прикладного искусства и развитие эстетического вкуса. Внешняя : 1. Количество учащихся – победителей и призёров районных конкурсов исследовательских работ ( гг.) –1 человек ; 2. Количество учащихся – победителей и призёров районных конкурсов творческих работ ( гг.) – 8 человек ; 3. Количество учащихся – призеров и участников областного конкурса творческих работ ( гг.) – 7 человек ; 4. Количество учащихся – победителей и призёров районных олимпиад ( гг.) – 5 человек.
Трудоёмкость : связана с проектированием содержания, форм и способов организации образовательного процесса в рамках данных учебных предметов. Риски и ограничения : 1. Сокращение объёма занятий по технологии по новому учебному плану. Формы распространения : конкурс « Учитель года », методические семинары.
Спасибо за внимание !