Опыт использования игр в младших классах как средства оптимизации учебно - воспитательного процесса Морошкина Н.А. учитель начальных классов МОУ «Гимназия 1» Углич 2010
Цель и задачи исследования Цель: определить эффективность использования педагогических игр в учебно-воспитательном процессе Задачи: 1. Создать банк игр, способствующих оптимизации учебно-воспитательного процесса 2. Провести педагогические исследования эффективности использования игр в учебно-воспитательном процессе
Педагогические исследования критериипоказательисточники дидактическийусвоение учебного материала учащимися успеваемость, результаты к.р. психологическийпсихологический климат класса наблюдения, метод цветописи воспитательныйжелание участвовать и активность детей в мероприятиях наблюдения, опрос
«Игра» означает группу методов и приёмов для организации познавательной деятельности учащихся «Игра» – составная часть игровых технологий «Игра» - форма проведения учебно- воспитательного мероприятия
Актуальность обусловлена низкой школьной зрелостью детей при поступлении в школу отсутствием желания учиться эмоциональными и поведенческими проблемами у детей значительной разницей в возрасте учащихся класса
Проблемы у детей Низкая мотивация к учению Диспропорция в усвоении учебного материала Снижение интереса к обучению Нежелание ходить в школу
Проблемы у взрослых Что и как сделать, чтобы ребёнок имел желание учиться? Как организовать учебно-воспитатель- ный процесс, чтобы рёбенку учиться было интересно?
Игра – это волшебный инструмент, с помощью которого можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и доказывать
Виды учебных игр развивающие дидактические воспитывающие Структура учебных игр цель - средства - процесс - результат
Развивающие игры память мышление речь воображение Развивают как правило, в начале каждого урока для активизации мыслительной деятельности (3 – 5 мин.)
Дидактические игры наблюдать сравнивать сопоставлять классифицировать элементам анализа, синтеза, обобщения учат развивают у обучающихся современные компетенции: интеллектуальные, эмоционально- волевые, коммуникативные, организаторские
Дидактические игры на разных этапах изучения учебного материала длительность зависит от дидактической цели урока содержание основано на программе Структура игровая ( дидактическая) задача игровые действия правила игры подведение итогов использую
Нетрадиционные формы уроков урок –соревнование урок-сказка урок-путешествие урок- «Живая газета» урок-интервью урок- репортаж урок-КВН, викторина урок –инсценировка и др. сохранение здоровья благоприятный психологический климат
Воспитывающие игры Учитель разрабатывает и проводит мероприятия, привлекая актив родителей. Учитель разрабатывает и проводит мероприятия совместно с творческой группой родителей. Дети выполняют отдельные поручения. Учитель разрабатывает сценарий мероприятия вместе с детьми. Некоторые конкурсы организуют родители с детьми. Дети под руководством учителя разрабатывают и проводят самостоятельно внеклассные мероприятия, привлекая родителей.
Система использования игр в учебно-воспитательном процессе ежедневно, рационально, сочетание разных видов игр
Эффективность Благоприятный психологический климат в классе Показатели уровня тревожности первоклассников г. Показатели уровня мотивации уч.г уч.г уч.г уч.г. желание учиться
Эффективность Положительная динамика в усвоении учебного материала учащимися Условия эффективности систематичность комплексность с другими приёмами и методами учёт возрастных и психологических особенностей детей благоприятный психолого-педагогический климат
Выводы Игра – эффективное средство оптимизации учебно-воспитательного процесса и развития творческого потенциала младших школьников
Материалы для практического применения развивающие игры: игры на внимание, на развитие памяти, мышления, речи и др. дидактические игры на уроках компьютерные игры на уроках нестандартные уроки внеклассные мероприятия игровые физкультминутки
Перспективы Пополнять и систематизировать эффективные педагогические игры по учебным предметам Создать банк электронных дидактических игр и апробировать их в учебно-воспитательном процессе
Спасибо за внимание!