Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление.
Advertisements

Презентацию подготовила: педагог-психолог Лазарева С.А. г. " ВСЕ ОСТАВЛЯЕТ СВОЙ СЛЕД".
ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СЕМЬЯ И ШКОЛА: ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ»
"...Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин,
Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление.
Жестокое обращение с детьми.. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Принцип 9 «Декларации прав ребенка»
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания « Центр социальной помощи семье и детям г. Усть-Илимска и Усть – Илимского района»
Статистика жестокого обращения с детьми Ежегодно 9 тысяч родителей лишаются родительских прав из-за фактов жестокого обращения с детьми. В 2009 году только.
Профилактика жестокого обращения с детьми. Правовая база по профилактике жестокого обращения с детьми - Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. -
Социальный педагог МОУ СОШ 1 г. п. п. Чистые Боры Макарова Л.А. 2013год.
Презентация выполнена ученицей 10 класса Теньгушевского муниципального района МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» Поповой Алёной Алексеевной.
Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление.
Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. Ф.М. Достоевский.
Жестокое обращение с детьми. «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» (Конвенция о правах ребенка, ст.1)
Жестокое обращение с детьми. «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» (Конвенция о правах ребенка, ст.1)
это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение.
Памятка для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, ОСТАНОВИТЕСЬ!
«Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста»
Эмоциональное (психологическое насилие). Общественный резонанс По данным ООН, Генеральной прокуратуры РФ жертвами насилия являются около 300 млн. детей.
1 2 К насильственным действиям относят любые действия, которые причиняют или могут причинять физический, психический или сексуальный ущерб и страдания.
Транксрипт:

Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление

Ж ЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ, ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ИХ ИНТЕРЕСАМИ, НЕ ТОЛЬКО НАНОСИТ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ, НО И ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ТЯЖЕЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Ж ЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ, ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ИХ ИНТЕРЕСАМИ, НЕ ТОЛЬКО НАНОСИТ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ, НО И ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ТЯЖЕЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость). Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

Физическое насилие У мышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Сексуальное насилие Вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие П ериодические или постоянные оскорбления и унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Пренебрежение основными потребностями ребенка Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Физическое насилие – одна из самых распространенных форм насилия над детьми. Наиболее часто физическое насилие осуществляется под видом физических наказаний. Различие между физическим насилием и физическим наказанием существует, скорее, в общественном сознании, чем в реальной жизни.

В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей По данным статистики: около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями; около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями; более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; 25 тысяч из них находятся в розыске; 25 тысяч из них находятся в розыске; около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью; около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью; более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, % всех тяжелых насильственных преступлений в России совершается в семье % всех тяжелых насильственных преступлений в России совершается в семье.

Дети, находящиеся в силовом поле семейного насилия, рассматриваются как пострадавшие независимо от их формального статуса жертвы или просто свидетеля.

Особенности поведения ребенка, подвергшегося физическому насилию 11

12 Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

13 Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки суицида; криминальное или антиобщественное поведение.

14 Особенности поведения ребенка, чьими нуждами пренебрегают: внешние признаки (утомленный сонный вид, бледность, неопрятный внешний вид, отсутствие одежды по сезону, несвежий запах, педикулез и т.д.) неумение играть, крайности поведения (инфантильность или проявление роли взрослого, агрессивен или замкнут), ищет внимания и участия; склонность к поджогам, жестокость к животным

15 Особенности поведения ребенка, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

16 - задержка психического развития; - низкая самооценка; - эмоциональные нарушения в виде агрессии, подавленное состояние; - избыточная потребность во внимании; - уходы из дома; - ложь, воровство, девиации в поведении; - нервно-психические и психо-соматические заболевания (неврозы, энурез, тики, расстройство сна, кожные заболевания…)

Особенности поведения детей, подвергающихся сексуальному насилию Младший школьный возраст: резкое ухудшение успеваемости; резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах; несвойственные возрасту знания о половых вопросах; гнев, агрессия, деструктивное поведение гнев, агрессия, деструктивное поведение ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками. ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.

Подростки: депрессия; депрессия; низкая самооценка; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; агрессивное, антисоциальное поведение; сексуализированное поведение; сексуализированное поведение; суициды или угрозы их совершения; суициды или угрозы их совершения; уходы из дома; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым. насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

Жестокое обращение – это: Когда ребенка лишают родительской ласки; Когда ребенка лишают родительской ласки; Когда не заботятся о здоровье ребенка; Когда не заботятся о здоровье ребенка; Когда не считают нужным отправлять ребенка в школу; Когда не считают нужным отправлять ребенка в школу; Когда ребенка оставляют без присмотра; Когда ребенка оставляют без присмотра; Когда ребенка бьют; Когда ребенка бьют; Когда у ребенка разрушают уверенность в себе, оскорбляют и унижают; Когда у ребенка разрушают уверенность в себе, оскорбляют и унижают; Когда не заботятся, чтобы ребенок был чисто одет, ухожен и накормлен. Когда не заботятся, чтобы ребенок был чисто одет, ухожен и накормлен.

Опрос родителей подростков об их отношении к физическому наказанию своих детей апрель – май 2010г. Города – Ижевск, Казань, Саратов 35 % родителей считают наказание детей простой формой воспитания; 35 % родителей считают наказание детей простой формой воспитания; 61 % родителей, говорят, что это скорее форма воспитания, чем жестокость; 61 % родителей, говорят, что это скорее форма воспитания, чем жестокость; 4 % респондентов называют такие формы наказания жестоким обращением. 4 % респондентов называют такие формы наказания жестоким обращением.

Опрос подростков об их отношении к физическому наказанию со стороны своих родителей апрель – май 2010г. Города – Ижевск, Казань, Саратов 30 % детей, кого бьют родители, считают такое наказание справедливым; 30 % детей, кого бьют родители, считают такое наказание справедливым; 30 % подростков ответили «когда как»; 30 % подростков ответили «когда как»; 56% детей страдают от чувства вины и стыда; 56% детей страдают от чувства вины и стыда; 44% подростков, предпочитают молча сносить наказание; 44% подростков, предпочитают молча сносить наказание;

«ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ». КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ». 1. Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях. 2. Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу. 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей - редкость. 5. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами.

Миф 1. Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях Факт - Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально - благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

Миф 2. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу Факт - Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации (психическое состояние переживания неудачи), при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности.

Миф 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Миф 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Факт – Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные - они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых к насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей

Миф 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей – редкость Факт – По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, так как они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25 % женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.

Миф 5. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами Факт - В % случаев насильники знакомы детям, из них 45 % - это родственники: родители и лица, их заменяющие. В среднем считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями.

Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком 1. Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); Ст (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

3. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: - лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), - ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), - отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). 4. Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

в ыявление и распознавание как физического, так и других форм насилия представляет непростую задачу, потому что ребенок может скрывать происходящее, не доверяя взрослым, боясь наказаний со стороны родителей, которые отрицают факт применения силы, опасаясь последствий и осуждения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку? 1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей. 2. Предложите родителям обратиться к психологу за консультативной помощью. 3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.