«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать… Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Антуан де Сент-Экзюпери Исследовательский проект на тему: Растения и вода Выполнил: ученик 10 класса 1МКК Емельянов Алексей Руководитель: кандидат биологических наук Пильщикова Н.В.
Цель проекта: Изучит как растения разных местообитаний решают проблему водообеспечения. Изучит как растения разных местообитаний решают проблему водообеспечения. Исследовать регуляцию водного обмена у культурных растений. Исследовать регуляцию водного обмена у культурных растений.
Основная гипотеза проекта Количество и сезонное распределение осадков существенно варьируют в различных географических зонах планеты, от влажных тропических лесов до жарких сущих пустынь. У растений должны быть специальные приспособления для жизни в разных условиях влагообеспеченности. Количество и сезонное распределение осадков существенно варьируют в различных географических зонах планеты, от влажных тропических лесов до жарких сущих пустынь. У растений должны быть специальные приспособления для жизни в разных условиях влагообеспеченности.
Экологические группы растений ГигрофитыМезофитыКсерофиты
Гигрофиты Растения приурочены к местам избыточного увлажнения и не имеют приспособлений к устранению вредного влияния к засухе. Растения приурочены к местам избыточного увлажнения и не имеют приспособлений к устранению вредного влияния к засухе.
Ксерофиты Растения засушливых местообитаний, распространенные в полупустынях и степях. Растения засушливых местообитаний, распространенные в полупустынях и степях.
Мезофиты Растения умеренно-влажных местообитаний. К мезофитам принадлежат культурные растения. Растения умеренно-влажных местообитаний. К мезофитам принадлежат культурные растения.
Методы изучения водного обмена Определение интенсивности транспирации весовой- учет потери воды за определенные промежутки времени весовой- учет потери воды за определенные промежутки времени хлоркобальтовый- учет времени порозовения бумажки хлоркобальтовый- учет времени порозовения бумажки Определение состояния устьиц методом инфильтрации Определение концентрации клеточного сока с помощью рефрактомера
Динамика изменения водоотдачи у срезанного листа (мг/ г*ч) Ошибка опыта в пределах 8%. Ошибка опыта в пределах 8%. В первые 5 мин. водоотдача соответствует транспирации листа на растении. В первые 5 мин. водоотдача соответствует транспирации листа на растении. В течение часа закрываются устьица и возрастают водоудерживающие силы тканей листа. В течение часа закрываются устьица и возрастают водоудерживающие силы тканей листа. Более высокое содержание белков у гороха повышает его водоудерживающую способность при завядании. Более высокое содержание белков у гороха повышает его водоудерживающую способность при завядании. Экспозиция ЭкспозицияРастения Первые 15 мин 1 час 2 часа 3 часа Горох Подсолнечник Пшеница Герань крупнокорневищная
Обоснование выбора объекта исследования Герань крупнокорневищная Geranium macrorrhizum L. Родина: Субтропики Средиземноморья Отличительные черты: Эволюционно сложившаяся экологическая пластичность Способность к фитонцидообразованию в течение всего года
Определение транспирации верхней и нижней стороны листа хлоркобальтовым методом Вывод: Испарение воды в основном происходит с нижней стороны листа, так как здесь значительно больше устьиц. Сторона листа Время Количество устьиц в поле зрения микроскопа Начало опыта Конец опыта Порозовение бумажки(мин) Верхняя Отдельный отчет среднее 1; 1; 1; 3; 3; 2 2 Нижняя ; 30; 30; 25 27
Устьица Герани крупнокорневищной; увеличение микроскопа 10х90.
Определение состояния устьиц методом инфильтрации У неполитого растения устьица закрыты.После полива устьица постепенно открываются, о чем свидетельствует проникновение жидкостей. У неполитого растения устьица закрыты.После полива устьица постепенно открываются, о чем свидетельствует проникновение жидкостей. Варианты Проникновение жидкости СпиртБензолКсилол Неполитое растение ___ После полива: Через 30 мин ++ Через 1 час +++
Выводы: Выводы: Для жизни в экстремальных условиях- переувлажнения и сухих пустынь у растений есть анатомо-морфологические приспособления. Подобранный материал можно использовать на уроке географии для характеристики растительности тропической и пустынной зон. Для жизни в экстремальных условиях- переувлажнения и сухих пустынь у растений есть анатомо-морфологические приспособления. Подобранный материал можно использовать на уроке географии для характеристики растительности тропической и пустынной зон. Культурные растения в ответ на водный дефицит снижают транспирацию за счет закрывания устьиц. Подобраны простые методы для демонстрации этого явления на уроке ботаники в 6 классе. Культурные растения в ответ на водный дефицит снижают транспирацию за счет закрывания устьиц. Подобраны простые методы для демонстрации этого явления на уроке ботаники в 6 классе.
Спасибо за внимание!