ГБОУ СОШ 1028(дошкольное отделение) Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развитие ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для представлений об окружающем мире. С познания предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Начиная работу с малышами с самых азов надо поддерживать их природное любопытство, создавать условия,способствующие развитию познавательной сферы. Познавательное отношение к миру у детей двух лет формировать во время наблюдений за интересующими малышей объектами, событиями, явлениями; экспериментировать и использовать свойств и качеств отдельных предметов; прогулок в разное время года. Маленькие дети с интересом наблюдают самые разные объекты,явления и события окружающей их действительности. У малыша это одна из доступных, естественных форм познания мира. С огромным вниманием ребёнок наблюдает самые простые явления и события: если камушки намочить, то они преображаются, изменяются; из сухого песка ничего нельзя построить,а из мокрого можно; ткань состоит из ниточек; не все предметы тонут в воде; не в каждое отверстие можно просунуть пальчик,а заглянуть можно в каждую,но не всегда что то увидишь; Не все предметы можно соединить или сцепить друг с другом; и т.д.
В течении года мы с малышами учились: *Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений; *Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству; *Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения); *Осуществлять классификацию по одному признаку; *Осущесвлять сериацию(на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку,пирамидку); *Различать количественный состав(много-мало,пустой-полный, большой-маленький и т.д.)
Младший дошкольный возраст-самый благоприятный период для сенсорного воспитания, без которого не возможно формирование умственных способностей ребёнка. Овладение сенсорными эталонами осуществля- ется в предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности.Также это оказывает влияние на развитие речи т.к.большая часть слов,которую усваивают дети младшего возраста, содержат в себе название предметов и действий.
Для успешного формирования у детей младшего возраста сенсорных эталонов должна идти планомерная систематичная работа взрослого. Вся работа должна строиться от простого к сложному,с учётом предыдущего опыта малыша,его возрастных и индивидуальных особенностей.
Накопленные за определённый период теоретические и практические знания по формированию сенсорных эталонов, знание особенностей психического развития детей младшего дошкольного возраста,позволяет успешно проводить работу по развитию восприятия окружающего мира.