Материал к семинарскому занятию в ШПН для воспитателей МДОУ детский сад 24 Старший воспитатель Волосевич Е. В г. МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности ( темп, динамика ), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально - дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Полифункциональный характер музыкально - дидактических игр Игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке ; Одна из игровых форм обучения ; Самостоятельная игровая деятельность детей ; Средство музыкального общения и развития.
Назначение музыкально - дидактических игр Формировать музыкальные способности ; В доступной форме помогать разобраться в соотношении звуков по высоте ; Развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух ; Побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Основные виды дидактических игр Н. А. Ветлугина разделяет игры на настольные, подвижные и хороводные. Л. Н. Комиссарова выделяет по видам музыкальной деятельности три группы : 1. для различения характера музыки ( веселая, грустная ), музыкальных жанрах ( песня, танец, марш ); « Солнышко и тучка », « Подбери музыку »; 2. для различения элементов изобразительности о содержании музыки, о музыкальных образах « Узнай сказку », « Подбери картинку »; 3. для различения средств музыкальной выразительности ( темп, динамика и т. д.) « Музыкальный домик », « Кого встретил колобок ?». Можно классифицировать музыкально - дидактические игры, основываясь на виды исполнительства ( пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах ).
Структура дидактической игры Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : Обучающая и воспитывающая задачи ; Игровые действия ; Игровые правила. Игровое оборудование. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Этапы освоения музыкально - дидактической игры. 1. Знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры. 2. Знакомство с внешним видом игры, содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. 3. Перенос музыкально - сенсорных умений и навыков, игровых действий в свободную деятельность. 4. Самостоятельное использование музыкально - дидактических игр.
Пример развития дидактической игры Игра « Ритмическое лото » Цель : Учить детей слушать и различать песни Е. Тиличеевой : « Мы идем с флажком », « Небо синее », « Смелый салют ». Воспитывать активность, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. Материал : Иллюстрации из « Музыкального букваря », соответствующие содержанию песен. Ход игры : Детям сообщают, что они будут слушать маленькие песенки. Во время поочередного выставления иллюстраций дети исполняют соответствующие песни. Затем педагог прохлопывает ритмический рисунок песен. Первый этап Игра « Ритмическое лото » Цель : Проверить усвоение детьми правил игры, умение различать ритмические рисунки песен. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих возможностях. Материал : Игровые карточки. Ход игры : Сначала дети повторяют песни и их ритмические рисунки. Затем им раздают маленькие карточки и предлагают поиграть в « Музыкальную угадай - ку ». Дети угадывают ритмические рисунки песен, предлагаемые в любой последовательности. Угадав. Они поднимают карточки. Педагог отмечает тех, кто испытывает затруднения. Далее он сам показывает игровые карточки и уточняет с детьми некоторые правила игры. Второй этап
Музыкально - дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Рекомендуемая литература Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. П., 1985 Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. П., 1983 Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М., П., 1986 Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. М., П., 1982 Кошутина Н. Музыкально - дидактические игры в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание 8, 2011, с. 97