МОУ « СТАРОНАДЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » Формирование основ проектно - исследовательской деятельности младших школьников средствами развивающего курса « Маленький исследователь »
Главная цель курса – формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Основные задачи: формирование исследовательских умений младших школьников и использование их при изучении материалов любых дисциплин; научить применять полученные знания и умения в реализации собственных интересов; развивать интерес к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом; развивать творческие способности и активность; развивать системное мышление.
Исследовательская деятельность – организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников: 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. 2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. 3. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.
Какие способы деятельности станут, доступны детям В процессе совместной работы детей и взрослых создаются условия для формирования следующих элементов проектно - исследовательской деятельности : мыследеятельностные : выдвижение идеи ( мозговой штурм ), проблематизация, целеполагания и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулирование предположения, обоснованный выбор способа или метода, траектории деятельности, самоанализ и рефлексия ; презентационные : построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе ; коммуникативные : умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы ; поисковые : нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов ; информационные : структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск ; проведение инструментального эксперимента : организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление и интерпретация полученных результатов.
Учимся добывать нужную информацию из книг, знакомимся с различными энциклопедиями и другой справочной литературой. Учимся вести беседу, брать интервью, проводить анкетирование и социологический опрос.
Наблюдаем объекты живой и неживой природы, проводим сравнения, анализируем увиденное, делаем выводы, умозаключения, фиксируем наблюдения.
Учимся трудиться коллективно, думать, размышлять, спорить, находить новые идеи.
Знакомимся с имеющимся в школе оборудованием для проведения наблюдений, опытов, экспериментов. Учимся применять его на практике.
Учимся организовывать и проводить собственные эксперименты, опыты, наблюдения Исследовательская работа « Загрязнение воздуха ». Вандзиляк Матвей
Исследовательский проект «Волшебник –лимон» «Лимон запускает ракету» «Лимонная батарейка» Дербунов Артём.
« Почему нельзя пить воду из крана в нашем посёлке Старый Надым » Омаров Эдгар Вода из крана Привозная вода Вода с улицы (снег)
Исследуем геометрические формы в архитектуре Надыма
Выращиваем кристаллы
Создаём проекты и устройства Развлекательно - познавательный комплекс « Кругосвет » для юных надымчан Электрический фонтан Васи Мищенко
Космопорт
Осваиваем робототехнику
Учимся обобщать, систематизировать, излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.
« Чтобы открыть новое, необязательно отправляться в дальние страны, достаточно внимательно всмотреться в ближайшую лужицу, или задуматься о полете пролетающего жука. Мир вокруг нас удивительно интересен, надо только научиться его видеть, слушать и понимать ».