Тема урока: «ПОРТРЕТЫ ВОДЫ»
ПОРТРЕТЫ ВОДЫ
Цель урока: 1. Изучить химические свойства воды; 2. Продолжить развитие представлений учащихся о физических и химических превращениях веществ на примере свойств воды; 3. Продолжить формировать представление обучающихся о единой картине мира на основе изучения химических свойств воды.
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство ты самое большое богатство на свете» Антуан де Сент-Экзюпири
На протяжении столетий вода вдохновляла не только творцов – поэтов, художников, но и ученых – физиков и химиков
«Капля воды дороже алмаза» Д.И. Менделеев
ОБОЗНАЧЕНИЯ АЛХИМИКОВ
Молекула воды H 2 O
1. Разделите вещества на три группы: растворимые, нерастворимые, малорастворимые в воде NaCl, Ca(OH)2, MgS, AlBr 3, BaSO 4, ZnSO 3
2. Определите физические явления а) горение свечи б) таяние снега в) замерзание реки г) гниение яблока
Проверка: РастворимыеМалорастворимыеНерастворимые NaClCa(OH) 2 MgS AlBr 3 ZnSO 3 BaSO 4 2. б,г
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Перед вами два стакана с водой: кипяченая и водопроводная. Как определить в каком стакане кипяченая вода?
Является ли кипяченая вода дистиллированной?
Реакция соединения А + В = АВ Реакция разложения АВ = А + В Реакция замещения А + ВС = АС + В Реакция обмена АВ + СД = АД + СВ
Химические свойства воды
СаО негашеная известь Са(ОН) 2 известковое «молоко» или гашеная известь Са(ОН) 2 известковая «вода»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В двух пробирках 1 и 2 даны водопроводная вода и известковая «вода». При помощи универсальной индикаторной бумаги определить в какой из пробирок даны вещества.
Объясните с химической точки зрения: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…» (Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»)
Особая реакция в растениях 6 CO H 2 O = C 6 H 10 O O 2 Формула хлорофилла C 55 H 72 O 5 N 4 Mg.
Почему снежинки имеют такую форму?