Выполнила учитель МОУ «Батыревская СОШ 1» Батыревского района Майрина А.Н. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ЧРИО Никифорова В.Н Батырево год.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ расширение кругозора учащихся; углубление знаний о структуре слова, способов лингвистического словопроизводства; осознание стилистических ресурсов словообразования.
З АДАЧИ ПРОГРАММЫ ознакомить учащихся с основными понятиями морфемики и словообразования; расширить и углубить знания учащихся о функциях морфем в слове, дать понятие о производных и непроизводных словах, о морфологических и неморфологических способах словопроизводства; отработать навыки учащихся в умении видеть строение слов для формирования орфографических навыков.
Ожидаемые результаты НАВЫКИ И УМЕНИЯ: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; составлять словообразовательную цепочку слов; видеть изобразительно -выразительные свойства морфем; уметь производить морфемный, словообразовательный и этимологический разбор.
Никола́й Вячесла́вович Круше́вский (6 (18) декабря 1851, Луцк 31 октября (12 ноября) 1887, Казань) польский и российский лингвист, младший коллега и близкий сотрудник И. А. Бодуэна де Куртенэ, известен как соавтор понятия фонемы и один из самых оригинальных теоретиков языка второй половины XIX в. Фили́пп Фёдорович Фортуна́тов (2 (14) января 1848, Вологда 20 сентября (3 октября) 1914, Косалма, под Петрозаводском) российский лингвист, профессор, член Российской академии наук (1902), основатель московской «формальной» (или «фортунатовской») лингвистической школы, один из наиболее значительных лингвистов дореволюционной России. Григо́рий О́сипович Виноку́р (5 (17) ноября 1896, Варшава 17 мая 1947, Москва) российский лингвист и литературовед. Труды по русской литературе, истории русского языка, стиховедению, теории словообразования. Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск 4 октября 1969, Москва) советский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951). Из семьи священника (отец репрессирован в 1930). Окончил Петроградский Историко- филологический «Зубовский» институт (1917) Видные лингвисты, внесшие значительный вклад в изучение строения слова и производства слов
Основные способы словообразования Приставочный; Суффиксальный; Приставочно-суффиксальный; Бессуфиксный; Сложение; Переход от одной части речи в другую; Семантическая деривация.
Стилистические ресурсы словообразования Синонимия префиксов; Суффиксы субъективной оценки; Суффиксы различных стилей.
СЛОВАРИ Морфемные; Словообразовательные; Этимологические.
ЛИТЕРАТУРА 1.Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Ч.I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование.- М., Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. М., Кожина М.И. Стилистика русского языка М., Разумовская М.М., Львова С.И., Каппнос В.И., Львов В.В. Обучение русскому языку в 6 классе. М., Разумовская М.М., Львова С.И., Каппнос В.И., Львов В.В. Обучение русскому языку в 7 классе. М., Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка -М., Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. Тбилиси, Из истории русских слов: Словарь-пособие / Сост А.Е. Аникин и др. М., Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка М., 1958.