Диагностика воспитанности как основа развития личности «Если воспитательная система достигает той цели, ради которой она была создана, то она разрушается или трансформируется в другую?…» В.А.Караковский Делекторская Л.Г. г. Истра 2012г.
раскрыть значение диагностики воспитанности в профессиональной деятельности.
определить психологическую базу развития личности; выделить основные ценностные ориентации в области воспитания; раскрыть основные способы и приемы диагностики воспитанности личности.
Психологическая основа субъекта деятельности – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единство и целостность потребностей, способностей, норм, каждый из которых – подсистема со своими элементами, связями и отношениями.
Потребности Круг интересов и все то, чем человек интересуется, что желает приобрести, чем наполняет свое внутреннее содержание. Процесс изменения потребностей – впитывание разнообразных явлений из окружающей среды. Разумное впитывание называется воспитанием.
Способности – способы совершения действий. Чем разнообразнее действия, тем большее число способностей развивается. «Каждый из нас – сын своих действий» - Сервантес.
Нормы – усвоенная информация об окружающем мире и о себе в нем (правила, установки, предписания). Они усваиваются небольшими дозами, посильными для каждой отдельной личности, в зависимости от интереса, подготовленности прошлым опытом. Сознание базируется на «хочу», «надо», «могу».
Земля – как общий дом. Отечество – Родина, завещанная предками. Семья – естественная среда развития. Труд – основа бытия. Знания – результат труда. Культура – богатство, накопленное человечеством. Мир – согласие между людьми. Человек – как абсолютная ценность.
Оценка воспитанности личности: 1.Отношение к старшим. 2.Отношение к сверстникам. 3.Отношение к младшим. 4.Отношение к противоположному полу. 5.Отношение к родителям. 6.Отношение к учителям. 7.Отношение к учебе. 8.Отношение к труду.
9.Отношение к вещам. 10.Отношение к природе. 11.Отношение к животным. 12.Отношение к произведениям культуры. 13.Отношение к материальным ценностям. 14.Отношения к деньгам. 15.Активность в общественной жизни. 16.Поведение в быту. 17.Поведение в учебном заведении. 18.Поведение в общественных местах.
19.Умение видеть свои недостатки и адекватно их оценивать. 20.Культура речи и словарный запас. Критерии диагностики: 1балл – отношение всегда отрицательное. 2б. – часто отрицательное. 3б. – безразличное. 4б. – чаще положительное. 5б. – всегда положительное.
Главный критерий качества воспитания – результативность, то реальное приращение, которое получил каждый обучающийся в своих потребностях, нормах, способностях.
Самооценка результативности участия в педагогическом процессе. Общекультурная польза Профессиональная польза
Суммарная оценка степени обученности и квалификации будущего специалиста за определенный период обучения.
Рейтинговая система стимулирует инициативу студентов к выполнению творческой работы, позволяет иметь достоверную информацию о результативности воспитательного процесса.
Выводы: каждое действие направлено либо в сторону гармонии, либо в сторону столкновений, катастроф. Разглядеть это направление – свойство диагностики. приращение в самоопределении, новых критериях, способах деятельности – результативность педагогического процесса.приращение в самоопределении, новых критериях, способах деятельности – результативность педагогического процесса.