Урок 2 Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.
Цель: формирование знаний о моногибридном скрещивании, I и II законах генетики, установленных Г. Менделем. Задачи: Закрепление знаний об основных генетических терминах. Формирование знаний о моногибридном скрещивании. Формирование знаний о правиле единообразия гибридов первого поколения. Формирование знаний о законе расщепления. Формирование навыков по решению генетических задач.
Правильный выбор объектов исследования имеет важное значение, особенно на начальных этапах развития науки. Культурные сорта гороха в опытах Менделя имеют особенности: неприхотливые растения; дают до 4 – 5 поколений за один вегетационный период; самоопыляемы; Имеют контрастные признаки.
Моногибридное скрещивание – это скрещивание организмов, отличающихся по одной паре признаков. Чистые линии, сорта – гомозиготные организмы, признаки которых в последующих поколениях не меняются.
Опыт 1: Р: F1:
I закон Менделя Правило единообразия гибридов первого поколения или закон доминирования При скрещивании чистых сортов гибриды первого поколения единообразны и проявляют признак одного из родителей.
Опыт 2: Р: F2:
II закон Менделя Закон расщепления При скрещивании гибридов 1 поколения гибриды второго поколения дают расщепление в соотношении 3: 1 или 3\4 : 1\4.
Закон чистоты гамет: При образовании гамет в каждую попадает только один из двух аллельных генов.
Задача 1 На ферме содержались коровы черной и красной масти, бык имел черную масть. Все родившиеся телята имели только черную масть. Какая масть является доминантной? Какую масть будут иметь потомки этих черных телят?
Задача 2 У овса нормальный рост доминирует над карликовостью. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных растений нормального роста с низкорослыми? Какими будут растения второго поколения?
Задача 3 При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с желтыми и белыми плодами в соотношении половина на половину. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов доминантная и доминирование полное?
Задание на дом: Параграф 3.5 Решить задачи на карточках