ВОДА-ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ. НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ Вода ! Ты не проста необходима для жизни, Ты есть сама жизнь А.Сент-Экзюпери
ЦЕЛЬ Формирование взаимосвязанных понятий о физических свойствах воды ЗАДАЧИ Получение дополнительные знания о свойствах и превращениях воды. Формирование экспериментальных умений по теме. Воспитание бережного отношения к исчерпываемому природному ресурсу – воде, толерантности.
Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею я вам доложить: Без воды нам не прожить! Вы слышали о воде? Говорят она везде: В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заполняет, Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется.
Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи, она необходима для поддержания чистоты в жилищах, на улице. Вода приводит в движение турбины, вырабатывающие электрический ток. Вода переносит тепло по трубам и согревает воздух в домах, где мы живем, теплицах, оранжереях, где растут растения. Вода является средой обитания для многих растений и животных. По водным путям человек передвигается на теплоходах, кораблях, лодках. Ни одна промышленность, ни один завод, ни одна фабрика не могут работать без воды.
расходуется … Вода
Наш организм почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит питательные вещества и кислород каждой клеточки нашего организма. Вода регулирует температуру нашего организма, испаряясь с поверхности кожи, выводит из организма вредные вещества. Вода находится в атмосфере в виде пара, облаков, туч. Голубой цвет - это вода. Вода заполняет впадины земной поверхности, образуя океаны, моря, озера, реки. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Все из вас знают, что вода - легкоподвижная жидкость.
Вода служит…
Вода кипит при температуре 100 градусов и переходит из жидкого в газообразное состояние - пар - это ИСПАРЕНИЕ, превращение пара в жидкость - это КОНДЕНСАЦИЯ. При 0 градусов жидкая вода переходит в твердое состояние - ЛЕД. Лед имеет меньшую плотность, чем жидкая вода, и всплывает на ее поверхность, что очень важно для обитателей водоемов зимой. Вода обладает исключительно большой теплоемкостью, поэтому она медленно нагревается и медленно остывает. Благодаря этому водные бассейны регулируют температуру на нашей планете. Вот такая чудесная вода на нашей планете.
Берегите воду! Вода – это всё!
ВЫВОД Вода – прозрачная, бесцветная (в толстом слое голубая), легкоподвижная жидкость, без вкуса и запаха, кипит при 100 градусах (при нормальном атмосферном давлении 101,3 кПа) при этом вода превращается в пар - это испарение. Превращение пара в воду - это конденсация. Кристаллизуется при 0 градусов. Вода - вещество, без которого невозможна жизнь на Земле и хозяйственная деятельность человека. Водные ресурсы - национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения: строго учета, охраны от загрязнения, экономного использования. ВЫВОД Вода – прозрачная, бесцветная (в толстом слое голубая), легкоподвижная жидкость, без вкуса и запаха, кипит при 100 градусах (при нормальном атмосферном давлении 101,3 кПа) при этом вода превращается в пар - это испарение. Превращение пара в воду - это конденсация. Кристаллизуется при 0 градусов. Вода - вещество, без которого невозможна жизнь на Земле и хозяйственная деятельность человека. Водные ресурсы - национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения: строго учета, охраны от загрязнения, экономного использования.
Опыт 1. Посмотрите на стакан с водой и вспомните из своей жизни: «Имеет ли вода какой-либо вкус?» (ответ учащихся) Учитель: Правильно. Вода не имеет вкуса (на магнитной доске помещается табличка со свойством) Опыт 2. У вас на столах стоят стеклянные колбы с водой, рядом лежат стеклянные палочки с резиновыми наконечниками. Возьмите стеклянную палочку и опустите в колбу с водой (уч-ся выполняют опыт) Видна ли палочка в воде? О каком свойстве воды это говорит? Учитель: Правильно. Вода прозрачная (на доске помешается табличка со свойством) Опыт 3. Вспомните как правильно нюхать неизвестные вещества. Если кто-то из вас забыл то посмотрите на плакат. * Выполняем опыт. Имеет ли вода запах? (ответы уч-ся) Учитель: Правильно. Вода не имеет запаха (на доске помещается табличка со свойством). ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Опыт 4. У вас на столах лежат полоски из цветной бумаги. Возьмите и сравните их с цветом воды. *Имеет ли вода цвет? (ответы уч-ся) Учитель: Совершенно верно. Вода бесцветная жидкость (на доске помещается табличка с этим свойством воды) Опыт 5. Найдите на столе склянку с твердым веществом (у каждого свое вещество). Назовите свое вещество (поваренная соль, сахар, речной песок, мел). Возьмите ложечкой каждый свое вещество и опустите в стаканчик с водой. Аккуратно размешаем. Учитель: Наблюдаем. Что происходит с веществом? Ответьте на вопрос. *Какое вещество вы растворяли, и что у вас получилось? (ответы уч-ся) И так делаем вывод. Там где был сахар, соль - вещества растворились, а там где был мел, речной песок - вещества не растворились. Вода - растворитель, но не все вещества растворяются в ней. Там, где вещество растворилось, получился раствор, а там где вещество не растворилось, получилось взвесь. (На доску прикрепляем слова: растворитель, раствор, взвесь) Приготовленную нами взвесь можно очистить. Для этого нам необходимо собрать прибор для фильтрования. (Учитель собирает и пропускает взвесь через фильтр). Что наблюдаете? (ответы уч-ся)
Следующий вопрос: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (или другое стихотворение - все зависит от времени и класса) О каком процессе идет речь в этой загадке? Вода в природе находится в трех состояниях: - в твердом (снег, лед), - в газообразном (пар, облака, тучи), - в жидком. Чтобы наблюдать переход воды из одного состояния в другое проведем опыты. Как превратить воду из жидкого состояния в газообразное? Демонстрация опыта: нагревается пробирка с водой до кипения и к отверстию пробирки подносится холодный предмет. Что наблюдаете? Сделайте вывод.