Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.
1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи. 2. Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное). 3. Развитие у детей лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр. 4. Исправление грамматических ошибок в устной речи детей. 5. Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение составлению простых и сложных предложений. 6. Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей (начиная с 3 – 4 лет) в употреблении трудных морфологических категорий.
Задачи: Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»), различать их местоположение («Поставь рядом»). Пользоваться существительными, обозначающими названия транспорта, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия; прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (близко - далеко; низко - высоко; быстро - медленно; темно светло; хорошо - плохо). Учить согласовывать существительные и местоиме ния с глаголами прошедшего времени, составлять фразы из 3-4 слов. Отвечать на вопросы воспитателя.
Задачи: Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже. Учить согласовывать глаголы во времени с существительными; понимать назначение предлогов; пользоваться разной интонацией; Составлять предложения с однородными членами. Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Задачи: Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использо вать предлоги в речи; образовывать форму множественного чи сла существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах. Упражнять, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Задачи: Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш), существительные с прилагательными. Образовывать множественное число существительных. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад). Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь). Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.
Задачи: Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные, обобщающие значение. Вводить в речь антонимы. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными. Образовывать по образцу существительные с суфф иксами; глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилагательных, сложные предложения разных видов. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Методы: дидактические игры; игры-драматизации; словесные упражнения; рассматривание картин; пересказ коротких рассказов и сказок. Приёмы: образец; объяснение; сравнение двух форм; повторение; создание проблемной ситуации; подсказ нужной формы; вопросы подсказывающего и оценочного характера. Образец – является основным приёмом на занятиях.